- Алигаджи Абдурахманович, расскажите, пожалуйста, с какими основными трудностями сталкивается ваше Управление в осуществлении своей деятельности?
- Управление контроля осуществляет свою деятельность по контролю за членами Партнерства в соответствии с Правилами контроля в области саморегулирования. В текущем году согласно утвержденному Плану проверок на 2014 г., мы проводили документарные проверки организаций - членов Гильдии по соблюдению ими требований к выдаче Свидетельства о допуске к строительным работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. При проведении документарных проверок значительных трудностей не возникает. Они появляются позже, когда обнаруживается, что сделанные по результатам этой проверки замечания в установленные сроки не каждой организацией устраняются. Среди наиболее часто встречающихся проблем можно назвать нарушение сроков прохождения повышения квалификации и аттестации специалистов, заявленных на выполнение видов работ (каждые пять лет), несвоевременное предоставление годовых отчетов о деятельности организации - члена СРО.
Согласно Федеральному закону № 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях» каждая организация ежегодно должна предоставлять отчет о своей деятельности за истекший год. Если у организации не было объемов работ, они предоставляют нулевые балансы. Что касается повышения квалификации, то здесь мы от них требуем заключения договоров с образовательными учреждениями для прохождения в последующем в установленные сроки повышения квалификации и аттестации специалистов.
Соблюдение стандартов проверяется в три года один раз. Стандарты являются документом, в котором установлены правила производства работ и документарной проверкой определить их соблюдение невозможно, т.к. они используются непосредственно при производстве строительно-монтажных работ на строящихся объектах. Однако, в случае вышеупомянутой ситуации отсутствия объемов работ, это становится невозможно. В таком случае при проведении выездной проверки мы ограничиваемся определением наличия у организаций этих стандартов.
- Многими представителями строительной отрасли высказывается мнение о необходимости принятия закона о строительном подряде. Скажите, каким образом принятие данного закона отразится на контрольной и экспертной деятельности СРО?
- Этот закон связан с Федеральным законом № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", который допускает снижение начальной максимальной цены контракта. Относительно объектов капитального строительства это недопустимо, т.к. для осуществления строительства первоначально выполняются изыскательские работы, после чего составляется проект, и, надо отметить, проект проходит экспертизу проектной документации и достоверности соответствия сметной стоимости, особенно по объектам, строительство которых финансируется из средств федерального бюджета. Т.е. проверяются принятые в сметах расценки для предупреждения ситуации сговора, когда заказчик совместно с подрядчиком и проектировщиком закладывают выгодные им цены.
Вместе с тем, есть постановление Правительства РФ № 427 "О порядке проведения проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета", согласно которому устанавливается обязанность проверки достоверности составления сметы Федеральным государственным учреждением, подведомственным Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ – ФАУ «Главгосэкспертизой России», имеющей несколько филиалов по стране. Филиал, который обслуживает Республику Дагестан и еще 14 субъектов юга России, находится в Ростове-на-Дону. Прохождение этой экспертизы подчас занимает несколько месяцев. Так, при проверке соблюдения технического регламента, иногда встречаются случаи, когда заказчик и подрядчик готовы приступить к строительству, но отсутствует экспертиза сметной стоимости объекта, и это вынуждает их ждать результата Главгосэкспертизы. Поэтому снижение первоначальной сметной стоимости объекта, прошедшего экспертизу, недопустимо, т.к. это отражается на качестве строительно-монтажных работ. А контроль качества СМР - одна из главных задач саморегулируемой организации.
- Известно, что функция строительного контроля также входит в обязанности заказчика. Насколько эффективно они ее выполняют?
- На первоначальном этапе создания СРО существовал перечень видов работ, утвержденный Минрегионразвития, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, и в этом перечне был пункт «строительный контроль со стороны заказчика». Впоследствии его отменили ввиду того, что заказчики, в основном, государственные (т/е бюджетные учреждения), не имея права вести предпринимательскую деятельность, не могут быть членами СРО и иметь свидетельство о допуске к осуществлению строительного контроля. Потом вышло Постановление Правительства РФ № 468 «О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капительного строительства», согласно которому лицо, осуществляющее строительство, должно осуществлять строительный контроль либо своими силами, либо с привлечением организаций, которые имеют соответствующее свидетельство о допуске, выданное СРО, по осуществлению строительного контроля.
Получается парадокс – заказчик, если у него есть соответствующая служба, может силами своих специалистов осуществлять этот контроль, но если данная служба отсутствует, он должен нанять фирму, которая имеет допуск, выданный СРО. При этом первые осуществляют контрольную деятельность без допуска СРО, а вторые – с допуском.
Подготовлен проект приказа Министерства строительства РФ, в котором указывается новый перечень работ, и где это противоречие предлагается устранить. Но пока это только проект приказа.
Вместе с тем обнаруживается еще одно «но» - заказчики вроде бы и должны быть заинтересованы в контроле подрядчиков, т.к. финансируют строительство объекта, условно говоря, «из своего кармана», однако на деле мы видим «индивидуальный» подход к этому вопросу.
- Алигаджи Абдурахманович, в чем отличие контрольных функций вашего Управления от Госстройнадзора при проверке строящихся объектов?
- Мы проверяем качество тех видов работ, которые включены в перечень, утвержденный Приказом Минрегионразвития РФ от 30.12.2009 г. № 624 «Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства». Наша проверка касается самого объекта, его соответствия техническому регламенту - это проектно-сметная документация, стандарты наших организаций, государственные стандарты и другие технические документы, необходимые для осуществления строительства объекта. Что касается Госстройнадзора, то они проверяют объекты на соответствие требованиям Градостроительного кодекса, наличие документации на выделение земельного участка, соответствие строящегося объекта Генеральному плану, принимают решение о выдаче заключения о соответствии построенного объекта техническому регламенту и т.д.
Вместе с тем Госстройнадзор может проверять подрядчиков только 1 раз в 3 года, в то время как наше Управление не чаще, чем 1 раз в год и не реже, чем 1 раз в 3 года. У нас - это право, но не обязанность, у Госстройнадзора же - обязанность. Правила контроля Управления разработаны на основе Федерального закона № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
План проверок Госстройнадзора согласовывается с Прокуратурой субъекта Федерации и впоследствии размещается на их сайте. Что касается нашего плана проверок, то при его составлении согласования с Прокуратурой не требуется. Вместе с тем мы должны за год до проведения проверки (обычно это делается в декабре) разместить его на нашем сайте с разбивкой по месяцам для свободного доступа и информирования членов Партнерства. В дальнейшем, за 10 дней до проведения проверки мы должны их уведомить любым доступным способом: электронно, по почте, по телефону. В уведомлении указывается список документов для предоставления нашему проверяющему.
- В последнее время ведутся разговоры о создании саморегулируемых организаций производителей стройматериалов, конструкций и изделий. Расскажите, пожалуйста, как в итоге это отразится на отрасли?
- Раньше, до 2002 г. предпринимательская деятельность по производству стройматериалов изделий и конструкций подлежало обязательному лицензированию. В настоящее время это отменено. Предлагается проводить сертификацию стройматериалов. Отличительной особенностью является то, что сертификация эта добровольная и включает очень маленький перечень стройматериалов, подлежащих обязательной сертификации.
Если будет принят закон, предусматривающий саморегулирование в области производства стройматериалов, возможны два варианта. Либо последует внесение изменений в Градостроительный кодекс, и будут созданы отдельные саморегулируемые организации в области производителей стройматериалов, изделий и инструкций, либо они должны будут вступить в одно из ныне существующих СРО. Все зависит от того, какое решение примут законодатели.
На сегодняшний день в строительной отрасли существуют 3 обязательных саморегулируемых организации: изыскательское СРО, проектное и строительное. Стройматериалы производят для строительства объектов, в то время как их производители не контролируются саморегулированием в области строительства. Исходя из этого, создание отдельного СРО, на мой взгляд, нецелесообразно.
Если же говорить о принятии решения о внесении изменений в законодательство, то это очень облегчит нашу работу. Сейчас организации по производству строительных материалов никто не контролирует. Будучи членами СРО, они должны будут соответствовать законодательным актам, регулирующим их деятельность, контролирующим и обязывающим их к определенным действиям. А это повлечет за собой положительные изменения.
Не совсем правильным, на мой взгляд, является и то, что, в случае каких-либо происшествий на объекте капитального строительства, связанных с качеством стройматериалов, наказывают только подрядчика. Встает вопрос - где взять стройматериалы, качество которых подтверждается строительной испытательной лабораторией и действующими ГОСТами?! И вопрос этот пока остается без ответа.
Хочется надеяться, что эти и многие другие вопросы, связанные с функционированием участников строительной отрасли, в ближайшее время получат свое решение.
Беседовала: Сабина Курбанова
Пресс-служба Гильдии