Безусловно, все эти направления являются наиболее актуальными, и их решение увязано со многими вопросами общего оздоровления ситуации и возможности перехода к устойчивому экономическому развитию территории Республики Дагестан.
Мы считаем, что флагманом перехода Республики к самодостаточной экономике должна стать развитая строительная отрасль, которая на сегодняшний день, к сожалению, не вносит достаточный вклад в развитие экономики.За последние 20 лет строительная отрасль оказалась отброшенной далеко назад. Нанесен колоссальный ущерб строительной отрасли Республики, подготовке кадров, развитию производства, внедрению новых технологий, порядку выполнения и качеству строительных работ.
Все это привело к проблемам с обманутыми дольщиками, появлению фирм-однодневок, к сокрытию налоговой базы, уходу строительного бизнеса в тень и другим негативным явлениям.
К тому же, с переходом строительной отрасли в систему саморегулирования резко возросли требования к качеству производимых строительных работ и безопасности возводимых объектов, кадровому составу, внедрению современных энергоэффективных технологий и архитектурных решений, применяемым строительным материалам и конструкциям.
Усугубляет ситуацию и то, что существующая система объявления аукционов на строительные подряды - коррупционна, иногда, вопреки здравому смыслу, в аукционах может выиграть фирма, не имеющая в своем составе профессиональных инженеров-строителей и квалифицированных рабочих, не говоря уже об оснащенности техникой и оборудованием. Отношение многочисленных заказчиков к подрядчикам построено на схемах «свой - чужой», несмотря на конкурентоспособность организаций. Понятно, что такие подрядчики, да и заказчики, не нацелены на качество производимой продукции, отсюда и все проблемы потребителей услуг и самого государства.
Долговечность и надежность любого строительного объекта зависит от двух главных факторов - качества используемых материалов и применяемых технологий, и квалификации проектировщиков и строителей. Однако первый фактор законодательно не урегулирован, а второй фактор мы, строители, ощущаем на себе постоянно из-за дефицита квалифицированных специалистов на строительном рынке и отсутствие инновационных технологий строительства.
В последнее время, когда резко возросли требования к качеству строительных работ, проблема обеспечения строительной отрасли квалифицированными кадрами приобрела острый характер. Необходимость скорейшей адаптации строительной отрасли к требованиям федерального законодательства в области саморегулирования в строительстве, потребовала актуализации программ повышения квалификации специалистов строительной отрасли, но уже на новой основе, по новым принципам.
Наши строительные организации становятся не конкурентоспособны и возможно будут вытеснены с рынка строительства - нишу займут строительные организации из других регионов или иностранные фирмы, а в качестве специалистов - мигранты, как дешевая рабочая сила (тенденции и факты уже имеются). В связи с этим, наша молодежь остается невостребованной в строительной отрасли, и не решается вопрос занятости молодежи общественно- полезным трудом.
Учитывая возрастающую инвестиционную составляющую в экономике Республики Дагестан и вступление России в ВТО, интерес к строительству возрастает. И, чем больше требований предъявляется к специалистам в строительной отрасли, тем острее мы ощущаем, что потребность в квалифицированном персонале не удовлетворяется имеющимися кадровыми ресурсами республики. Анализ показывает, что в этих условиях кадровый дефицит может перерасти в системный кризис строительной отрасли и стать тормозом на пути развития экономики Республики.
Сегодня федеральным Правительством принято решение о полной реформе ценообразования в строительстве.
Все основные показатели производственной деятельности организаций (объем кап. вложений, себестоимость продукции, производительность труда, механизированность производства, налогооблагаемая база, кадровое обеспечение) связаны с ценами и зависят от них.
Заказчики заказывают весьма дешевые проекты, где в базисе не только анахроническая методология и технологии производства прошлых периодов, не учитывающие современные материалы, элементы энергосбережения, обеспечивающие в перспективе энергоэффективность, экологичность и в целом окупаемость проекта. Вместе с тем, такое удешевление не мотивирует подрядчиков, а в совокупности с удешевлением подрядных работ на торгах и аукционах с повсеместными реалиями коррупционных схем и демпинговой составляющей (15-30%) от стоимости объекта, низводят на нет экономические характеристики производств, качество материалов и производимой работы, провоцируют «серые» схемы оптимизации налогов и заработной платы.
Цена также влияет на развитие производства, является основой планирования и финансирования кап. вложений, расчета эффективности инвестиционных проектов, организации внутрихозяйственных экономических отношений, исчисления экономического эффекта от внедрения новых технологий. В связи с чем вопросы ценообразование остаются актуальными и заказчикам при формировании максимальной цены контракта необходимо учитывать экономические характеристики.
Несмотря на рост объемов инвестиций в основное производство в Республике, налоговая отдача остается на низком уровне (при 6-17% от стоимости объекта составляет < 1%). Виной этому - не только коррупция, но и отсутствие цивилизованного рыночного механизма в отборе победителя торгов в строительстве, а также – отсутствие единых правил и регламентов при определении сметной стоимости строительной продукции.
Безусловно, в этих условиях нам необходимо модернизировать свою отрасль: решить вопросы, связанные с госзакупками, административными барьерами, недобросовестными застройщиками, фирмами-однодневками, с выводом отрасли из тени, подготовкой кадров, ценообразованием и энергосбережением, качеством применяемых материалов и конструкций, поиском внутренних резервов и стимулов для развития малого бизнеса в строительной сфере.
Для чего нам необходимо:
1. Кардинально развивать производство местных строительных материалов с ужесточением контроля за их качеством, а также усилить контроль за применением строительных материалов, поставляемых из других регионов на стройплощадки РД.
2. Разработать и принять единые Правила и регламенты при определении сметной стоимости строительной продукции.
3. Организовать взаимодействие банковского сектора со строительным комплексом и развить институт страхования гражданской ответственности, строительных рисков, имущества и т.д.(создание региональных страховых компаний).
4.Развивать государственно-частного партнерства в строительной отрасли.
5.Обеспечить жесткий контроль за действиями исполнительных органов власти и монополий, снижением необоснованных размеров платежей за подключение объектов строительства к инженерным сетям, принятием прозрачных тарифов и правил подключения объектов к инфраструктуре.
6.Ликвидировать избыточные административные барьеры при получении разрешения на строительство, а также при вводе объекта строительства в эксплуатацию.
7.Совершенствовать систему подготовки квалифицированных кадров для нужд строительной отрасли. Принять целевую программу развития профессионального образования в строительной отрасли республики, программу поддержки молодых специалистов. Создать Ресурсные центры «Высшая квалификация» по подготовке кадров.
8.Усилить роль статистики в достоверности и развернутости информации о предпринимательской деятельности в строительстве.
9. Совершенствовать процедуры выделения земельных участков, выставление на аукцион полностью подготовленных под застройку участков, поставленных на кадастровый учет с установленным разрешением на их использование, с планом застройки возводимых объектов, определенными техническими условиями и ценой подключения к коммунальным сетям.
10. Развивать конкурентоспособную среду для субъектов малого предпринимательства в строительной отрасли.
11.Разработать механизмы взаимодействия органов государственной и муниципальной власти, саморегулируемых организаций, союзов, ассоциаций, образовательных учреждений, работодателей и СМИ. Обеспечить информационно-консультативные и координационные действия всех участников строительного рынка.
Считаем, что решение этих вопросов будет способствовать поднятию конкурентоспособности наших организаций, привлечению инвестиций в строительную отрасль и решению приоритетных проектов Президента Республики Дагестан.
С праздником Вас, дорогие коллеги! Здоровья и благополучия Вам и Вашим близким. Счастья и удачи во всем!