Строительство – древнейшая отрасль экономики. Строительство первых городов началось более 10 000 лет назад, Многие археологические памятники, благодаря которым мы узнаем о прошлом человечества, – это древние строения, которые стоят до сих пор, хотя их возраст измеряется тысячами лет. Секреты строительного ремесла накапливались веками, бережно хранились и передавались из поколения в поколение, от мастеров к ученикам. Профессия «строитель» – одна из самых важных и почетных профессий и по сей день.
Строительство является одной из наиболее важных отраслей отечественной экономики. Её состояние во многом определяет уровень развития общества.
Потребность в стройке – естественна, она постоянно поддерживается запросами общества: людям необходимо жильё (в идеале наиболее комфортное и роскошное и при этом крайне дешёвое), необходимо размещение производств, учреждений, объектов торговли, энергетики, увеселений и спорта и т.д. И если указанные потребности для разных стран примерно одинаковы, то условия, в которых существует строительный процесс – значительно различаются.
Россия – огромная страна и на её территории представлено практически всё многообразие климатических условий, однако на основные территории накладывается, прежде всего, фактор холодных сезонов, усложняющий проектные решения и затрудняющий производство строительных работ. Иными словами, строить в России – непросто. Речь здесь не столько об особенностях национальной экономики, сколько о сравнительно жёстких природных условиях, сокращающих жизнь общепринятых в мире распространённых строительных материалов, и вынуждающих обращаться к сложным и дорогостоящим проектным решениям.
Процесс появления объекта строительства на свет, как правило, довольно продолжителен и сложен: вначале возникает потребность, затем финансовое и юридическое обоснование , появляется возможность привлечь команду ремесленников – архитекторов и конструкторов, и на заключительном этапе в дело вступают производители работ – строители.
Длительное время в России проводится реформирование правовой базы, касающейся управления процессами производства строительных работ. Проведение реформы обусловлено необходимостью создания благоприятных условий для функционирования и самоорганизации рыночных механизмов хозяйствования, которые не могут обеспечиваться и поддерживаться устаревшей системой государственной стандартизации
Федеральный закон № 184-ФЗ от 27.12.2002 «О техническом регулировании» фактически свел на нет базу строительных норм и правил СССР, которая разрабатывалась на протяжении многих десятилетий и признавалась одной из лучших в мире. Замена системы государственных и отраслевых, технических стандартов и норм на обязательные для всех отраслей технические регламенты до сих пор не завершена.
В строительной отрасли России произошли кардинальные изменения. На российский строительный рынок пришли современные технологии, оборудование и материалы из развитых стран и в тоже время. дешевая, малообразованная рабочая сила из слабо развитых стран СНГ. На фоне бесконтрольности и правовой неопределенности погоня за прибылью при строительстве приводит к трагедиям.
Федеральным законом №148-ФЗ от 22 июля 2008 года приняты поправки в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ, предусматривающие механизм создания саморегулируемых организаций и перехода от лицензирования к саморегулированию в области строительной деятельности.
С 1 января 2009 года в Российской Федерации отменено лицензирование в
строительной отрасли, а с 1 января 2010 года допуск строительных компаний на
рынок осуществляется только через саморегулируемые организации СРО.
Таким образом, место лицензирования заняло саморегулирование, в лице саморегулируемых организаций - СРО, образуемых в форме некоммерческих партнерств (НП СРО), на которые возложены функции и полномочия по выдаче свидетельств (допуска СРО) о допуске к определенным видам работ, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства, в том числе на особо опасные, технически сложные и уникальные объекты.
Экономические проблемы совершенствования системы управления строительным комплексом в условиях саморегулирования превращаются в важный фактор, определяющий развитие Российской Федерации на современном этапе.
Одним из основных направлений деятельности саморегулируемых организаций в соответствии с Федеральным Законом №315–ФЗ «О саморегулируемых организациях» (ст. 6) является организация профессионального обучения и аттестация работников членов саморегулируемой организации (СРО). Саморегулирование призвано для реализации двух основных задач: первая- повышение качества строительства, вторая – обеспечение безопасности.
Становится ясным, что для решения данных задач отрасль строительства в настоящее время остро нуждается в профессионально компетентных работниках, особенно в квалифицированных рабочих и специалистах.
Из-за дефицита квалифицированных рабочих строительные организации зачастую отказываются от использования новых эффективных технологий при производстве работ. Как результат, увеличенная доля ручного труда на стройках снижает производительность и эффективность труда, увеличивает сроки и стоимость возводимых объектов.
В связи с резким возрастанием требований к качеству строительных работ, чем характерен нынешний этап развития строительной отрасли, проблема обеспечения строительной отрасли квалифицированными кадрами приобретает острый характер.
Строительные организации должны понимать, что, не уделяя должного внимания подготовке, переподготовке и последующему повышению квалификации работников, они все больше и больше сталкиваются с дефицитом квалифицированных рабочих и специалистов. И необходимо отметить, что в этом направлении огромную работу выполняет Национальное объединение строителей (НОСТРОЙ), объединившее в себе все саморегулируемые организации в строительной сфере и ставшее главным достижением российского строительного сообщества.
НОСТРОЙ стало не только фундаментом формирования современной системы технического регулирования в строительстве и деятельности саморегулируемых организаций, но и центром формирования системы подготовки и аттестации современных кадров. В этом аспекте НОСТРОЙ вводит Единую систему аттестации специалистов строительного комплекса (ЕСА), основанную на использовании современных интернет - технологий ,что обеспечивает независимую оценку уровня их знаний.
Обеспечение отрасли квалифицированными рабочими кадрами является одним из приоритетных направлений деятельности НОСТРОЙ, в доказательство, утвержденная Концепция ресурсных центров, включающая в себя создание на территории РФ сети ресурсных центров нового поколения - образовательных учреждений, осуществляющих профессиональное обучение, подготовку, переподготовку, повышение квалификации рабочих кадров в сфере строительства на основе передовых технологий и современной учебно-материальной базы.
Комитет по профессиональному образованию Национального объединения строителей формирует реестр сведений об образовательных учреждениях, реализующих программы дополнительного профессионального образования в сфере строительства.
Сегодня ВУЗы по инерции готовят специалистов по тем специальностям, которые сформировались много лет назад. А мир не стоит на месте, он постоянно меняется. И в этом аспекте необходимо тесное сотрудничество строительной отрасли с учебными заведениями, которые готовят специалистов.
Большое значение в обеспечении строительного рынка квалифицированными рабочими имеет организация Всероссийского конкурса «Строймастер», проходящего в последние два года под эгидой Национального объединения строителей.
Один из таких - открытый региональный Национальный конкурс российских строителей «Строймастер - 2012», прошел в г. Махачкала в « Северо-Кавказском институте повышения квалификации кадров строительного и жилищного комплекса» (СКИПКК) под эгидой Национального объединения строителей.
На повышенные требования к уровню профессиональной подготовки рабочих-строителей указывает тот факт, что России в 2012 году вступила в ВТО.
Присоединение к ВТО должно способствовать привлечению отечественных и иностранных инвестиций, без которых построение новой модели российской экономики невозможно. И здесь не обойтись без опыта зарубежных коллег в области профессионального строительного образования, (поскольку усилившаяся конкуренция даст толчок модернизации производства и существенно повысится спрос на квалифицированных специалистов.)
Наиболее интересен опыт зарубежных стран по организации систем профессионального образования, история которых богата и многогранна, а современное развитие отличается устойчивостью и эффективностью. Обращение к зарубежному опыту позволяет критически подходить к проблемам подготовки кадров в собственной стране, дает лучшее понимание путей совершенствования содержания и методов оценки качества профессионального образования, благоприятствует педагогическим инновациям.
Так, например, в Великобритании в настоящее время внесены все основополагающие изменения в систему квалификационных требований и образования для профессиональных рабочих, а полномочия по управлению системой переданы в руки негосударственных профессиональных объединений. Государство осуществляет только надзорную функцию и устанавливает общие критерии функционирования системы подготовки кадров и разработки квалификационных требований. В Великобритании в сфере строительства существует основная специализированная профессиональная ассоциация, которая наделена правом как разработки квалификационных требований, так и правом аккредитации учебных заведений для обучения в соответствии с утвержденными требованиями. Квалификационные требования представляют собой многоуровневую систему, которая зависит от количества часов обучения и стажировки, сложности предметов и опыта обучаемого. Квалификационные требования разделены на 8 уровней в зависимости от сложности и степени ответственности работ, которые будут выполняться после присвоения квалификации. Продолжительность обучения и стажировок непосредственно связаны с уровнем будущей присуждаемой квалификации. Разделение по уровням квалификаций производится соответственно сложности строительных работ. Квалификационные требования по каждой профессии включают в себя набор различных учебных дисциплин.
В США регулирование системы профессионального образования для рабочих строительной отрасли производится на уровне отдельных штатов. Федеральное правительство вводит лишь общие требования безопасности и охраны труда в строительстве. В укрупненном перечне профессий Департамента труда США указываются минимальные требования для начала обучения или начала профессиональной деятельности для рабочих строительных специальностей. В основном таким требованием является успешное окончание школы. При этом, в США форме обучения, при которой профессиональные навыки приобретают непосредственно на строительной площадке, придается большее значение, чем в Великобритании. Прохождение стажировок, как одного из эффективных форм обучения, составляет от 1 года до 6 лет. Хотя в США нет единых требований к квалификации строительных рабочих, тем не менее, есть положительные сдвиги в сфере унификации требований и повышения уровня профессионализма рабочих. В конце 20-го века правительством США взят курс на оказание поддержки тех, кто выбрал карьеру профессионального рабочего, в целях повышения уровня образования и профессионализма. Следуя намеченному курсу, создается негосударственная некоммерческая организация, под названием Национальный Центр Образования и Исследований в Строительстве. Цель данной организации – изменить подход к обучению в строительстве. Ею созданы требования к обучению для более 60 строительных профессий, а также более чем для 70 созданы универсальные методы оценки профессионального уровня компетенции. Оценка компетенций может быть проведена в более чем 4000 аккредитованных центрах на всей территории США. Оценка компетенции проводится как в форме письменного экзамена, так и выполнения строительных работ. Это делается в целях определения уровня квалификации рабочего. В результате рабочий может получить идентификационную карту с информацией о присужденных квалификациях и результатах экзаменов. Данная электронная карта позволяет отслеживать квалификацию рабочих и результаты проведенной оценки компетенций.
Рассматривая систему профессионального образования рабочих строительных специальностей в Канаде, нужно отметить, что провинции и территории Канады, аналогично штатам США имеют большую автономию в вопросах профессионального образования рабочих строительных специальностей. В Канаде, как и в США, при обучении рабочих основной упор делается на прохождение рабочими стажировки с одновременным посещение учебных заведений. Несмотря на отсутствие принципиальных отличий от системы профессионального обучения в США, взаимодействие на федеральном уровне в данной области налажено в Канаде на более высоком уровне. Это, в частности, связано с тем, что государство проявило большую заинтересованность в вопросе универсализации квалификационных требований к профессии.
В соответствии с Конституцией Австралии ее штаты и территории имеют право самостоятельно регулировать вопросы профессионального образования: устанавливать свою собственную систему квалификационных требований, а также требований к стажировкам для рабочих строительных специальностей и издавать собственные акты в целях регулирования данной сферы. Разработку квалификационных требований для рабочих строительных специальностей осуществляют негосударственные отраслевые профессиональные объединения, а также специализированные организации штатов и территорий Австралии. В целях проведения обучения, совмещаемого со стажировкой, учебные заведения регистрируются в соответствующих органах штатов и территорий Австралии. В целом, несмотря на определенные различия в подходах к регулированию данной сферы, система квалификационных требований и обучения схожа с аналогичной системой в Великобритании.
Таким образом, сопоставляя системы профессионального образования рабочих строительных специальностей Великобритании, США, Канады и Австралии можно выделить общие черты, характерные системам образования этих стран. Во-первых, квалификационные требования разрабатываются профессиональными объединениями, которые самостоятельно утверждают критерии знаний и навыков специалиста. При этом государство выполняет функцию регистратора квалификационных требований. Такое решение данного вопроса хотелось бы применить и в нашей стране, опираясь на положительный опыт функционирования института саморегулирования в России и учитывая значимый вклад НОСТРОЯ в этой области. Во-вторых, возможность совмещения стажировок на строительной площадке с получением профессионального образования и дальнейшим присуждением профессиональных квалификаций. Такой подход позволяет минимизировать затраты по переоснащению учебных центров для рабочих строительных специальностей. В-третьих, система мониторинга квалификаций рабочих с применением специальной идентификационной карты. Преимущество этой системы – это полное исключение недостоверной информации, поскольку на карту наносится только идентификационный номер, а все данные поступают с сервера организации, осуществляющей выдачу карт.
В настоящее время строительная отрасль России является одним из ключевых катализаторов экономического роста страны. Его роль, как ожидается, еще более укрепится в ближайшие годы, так как правительство намерено инвестировать в модернизацию и расширение инфраструктуры страны. И здесь опыт наших зарубежных коллег будет весьма уместен при создании в России современной системы подготовки квалифицированных рабочих строительных специальностей.
НОУ ДПО СКИПКК