Данный закон установил необходимость учета требований по энергосбережению и энергоэффективности (далее - "ЭС и ЭЭ") при проектировании, строительстве, реконструкции и проведении капитального ремонта зданий, строений и сооружений. В частности, в соответствии с п.6 ст.11 ФЗ 261 не допускается ввод в эксплуатацию зданий, строений, сооружений, построенных, реконструированных, прошедших капитальный ремонт и не соответствующих требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности их приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Другим немаловажным моментом является энергосбережение и повышение энергетической эффективности при размещении заказов на проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и эксплуатацию зданий, строений, сооружений.
При подготовке технического задания на проектирование, строительство, реконструкцию и капитальный ремонт зданий, строений, сооружений, необходимо учитывать требования, установленные ст. 11 Закона № 261-ФЗ.
В соответствии с ч. 1 указанной статьи здания, строения, сооружения (за исключением культовых объектов, зданий, строений, сооружений, которые в соответствии с законодательством РФ отнесены к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры), временных построек, срок службы которых составляет менее чем 2 года, и некоторых других указанных в ч. 5 названной статьи зданий, строений, сооружений) должны соответствовать требованиям энергетической эффективности, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с правилами, утвержденными Правительством РФ (постановление Правительства РФ от 25 января 2011 г. №18). Указанным постановлением определены содержание, условия применения и порядок установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений.
Несмотря на то, что порядок установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений утверждён только в 2011 году, такие требования были разработаны и утверждены приказом Минрегиона России от 28.05.2010 № 262, который однако до настоящего времени не прошел регистрацию в Минюсте России и, соответственно, официально не опубликован (при этом текст приказа размещен в Информационном бюллетене "Нормирование в строительстве и ЖКХ", 2010 г., № 3).
Указанные требования, в частности, включают:
показатели, характеризующие удельную величину расхода энергетических ресурсов в здании, строении, сооружении;
требования к влияющим на энергетическую эффективность зданий, строений, сооружений архитектурным, функционально-технологическим, конструктивным и инженерно-техническим решениям.
Так, вводимое в эксплуатацию при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте здание должно быть оснащено:
оборудованием, обеспечивающим выключение освещения при отсутствии людей в местах общего пользования (датчиками движения, выключателями);
дверными доводчиками (в многоквартирных домах – для всех дверей в местах общего пользования);
второй дверью в тамбурах входных групп, обеспечивающей минимальные потери тепловой энергии, или вращающимися дверями;
ограничителями открывания окон (для многоквартирных домов – в помещениях общего пользования и квартирах).
Согласно ст. 48 Закона № 261-ФЗ требования энергетической эффективности зданий, строений, сооружений, установленные в соответствии с данным Законом, не применяются к следующим зданиям, строениям, сооружениям вплоть до осуществления их реконструкции или капитального ремонта:
введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований;
строительство, реконструкция, капитальный ремонт которых осуществляются в соответствии с проектной документацией, утвержденной или направленной на государственную экспертизу до вступления в силу таких требований;
проектная документация которых не подлежит государственной экспертизе и заявление о выдаче разрешения на строительство которых подано до вступления в силу таких требований.
Постановлением Правительства РФ от 13.04.2010 № 235, вступившим в силу с 1 мая 2010 г., внесены изменения в Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию (утв. постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 87), согласно которым указанное Положение дополнено п. 27(1), устанавливающим требования к новому разделу 10(1) проектной документации на объекты капитального строительства "Мероприятия по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности зданий, строений и сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов".
В текстовой части данного раздела проектной документации должны указываться, в частности:
перечень мероприятий по обеспечению соблюдения определенных требований энергетической эффективности;
обоснование выбора оптимальных архитектурных, функционально-технологических, конструктивных и инженерно-технических решений и их надлежащей реализации при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта с целью обеспечения соответствия объекта требованиям энергетической эффективности;
перечень требований энергетической эффективности, которым должен соответствовать объект при вводе в эксплуатацию и в течение определенного срока в процессе эксплуатации.
В графической части раздела должны содержаться схемы расположения на объекте капитального строительства (в зданиях, строениях и сооружениях) приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Законом № 261-ФЗ была введена административная ответственность за правонарушения в области обеспечения энергосбережения и повышения энергетической эффективности – в КоАП РФ появилась новая ст. 9.16, вступившая в силу с 27 мая 2010 г.
В частности, в ч. 11 указанной статьи предусмотрен административный штраф для должностных лиц (в размере от 25 тыс. до 30 тыс. руб.) и юридических лиц (от 50 тыс. до 100 тыс. руб.) за размещение заказов на поставки товаров (выполнение работ, оказание услуг) для государственных (муниципальных) нужд, не соответствующих требованиям их энергетической эффективности.
Кроме того, несоблюдение при проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, строений, сооружений требований энергетической эффективности и их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов также является составом административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 9.16 КоАП РФ. Размер штрафа, налагаемого на должностных лиц, составляет от 20 тыс. до 30 тыс. рублей, на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 40 тыс. до 50 тыс. руб., на юридических лиц – от 500 тыс. до 600 тыс. руб.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 11 ст. 9.16 КоАП РФ, рассматривают органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов для государственных (муниципальных) нужд, а дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 3 ст. 9.16 КоАП РФ, – органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора (на федеральном уровне – это Ростехнадзор).
Основным документом, содержащим информацию по ЭС и ЭЭ, является энергетический паспорт (проекта или здания, строения, сооружения).
В соответствии с ФЗ № 261-ФЗ энергетический паспорт составляется в результате проведения специальной процедуры – энергетического обследования. Проводить энергетическое обследование имеют право только организации, являющиеся членами саморегулируемых организаций в области энергетического обследования (далее -"СРО ЭО"). Статус СРО ЭО будут иметь основанные на членстве некоммерческие партнерства, внесенные в специальный реестр Минэнерго РФ.
НОУ ДПО «Северо-Кавказский институт повышения квалификации кадров строительного и жилищного комплекса» (СКИПКК) является членом саморегулируемой организации в области энергетического обследования НП «Межрегиональное объединение энергоаудиторов Северного Кавказа» (Свидетельство о допуске к работам по энергетическому обследованию № 0043-2011-0570000098-Э-091).
СКИПКК специализируется на оказании услуг в области подготовки (обучения) энергоаудиторов и проведения энергообследования (энергоаудита). Все специалисты имеют высшее профильное образование, опыт практических работ по энергетическому обследованию приборами, досконально знают порядок и требования, предъявляемые к документации в надзорных органах, поэтому Вы можете быть уверены в качестве и оперативности наших услуг.
Квалифицированные сотрудники института, прошедшие специальное обучение по программе подготовки энергоаудиторов, окажут консультативную помощь и дадут исчерпывающую информацию по вопросам энергетического обследования и условиям взаимовыгодного сотрудничества.
С уважением,
Ректор НОУ ДПО "СКИПКК"
З. Х. Акаев