Новости
Понедельник, 26 декабря 2016 14:42

Национальный реестр специалистов строительства: проблемы и пути решения

Оцените материал
(0 голосов)

Вследствие принятого этим летом Федерального закона Российской Федерации от 03 июля 2016 года № 372-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены значительные изменения в нормативные акты, регламентирующие деятельность саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, в том числе в Градостроительный кодекс Российской Федерации.

Так, с 1 июля 2017 года действуют новые правила работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком (далее также — договор строительного подряда), которые должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено законом. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов).
Таким образом, вступают в силу новые требования к специалистам — работникам строительных компаний — членов СРО, в результате которых строителям предстоит столкнуться с новым явлением — Национальным реестром специалистов в области строительства (далее — Национальный реестр). Причем законом 372-ФЗ определено, что в Реестр вносятся не менее чем два специалиста по основному месту работы.
Практика ведения реестров специалистов (инженеров) — это заимствование хорошо зарекомендовавшего себя иностранного опыта. Не секрет, что в ряде стран Европы инженер просто не может выполнять определенные виды трудовой деятельности, не сдав при этом профессиональный (зачастую демонстрационный) экзамен и не состоя в государственном (или негосударственном) реестре специалистов.
Стоит отметить, что о Национальном реестре в законе говорится немного. Уточняется лишь, что национальные объединения обязаны вести Национальные реестры с 01.07.2017 и размещать в нем сведения о специалистах в области строительства.
При этом статья 555-1 Градостроительного кодекса Российской Федерации определяет минимальные требования к специалистам по организации строительства для включения их в Национальный реестр:
1. наличие высшего образования по профессии, специальности или направлению подготовки в области строительства;
2. наличие стажа работы соответственно в организациях, выполняющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства на инженерных должностях не менее чем три года;
3. наличие общего трудового стажа по профессии, специальности или направлению подготовки в области строительства не менее чем десять лет;
4. повышение квалификации специалиста по направлению подготовки в области строительства не реже одного раза в пять лет;
5. наличие разрешения на работу (для иностранных граждан).
Для кого и для чего нужен Нацреестр?
Как и в любом новом деле у строителей возникает много вопросов, связанных с организацией и ведением Национального реестра. Основная причина — отсутствие пакета подзаконных нормативных правовых актов, а также разные трактовки законодательных норм. Для решения этой проблемы Минстрой России должен к марту 2017 года разработать приказ «О порядке ведения национального реестра специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования, национального реестра специалистов в области строительства, включения в такие реестры сведений о физических лицах и исключения таких сведений, внесения изменений в сведения о физическом лице, включенные в такие реестры, а также о перечне направлений подготовки специалистов в области строительства».
В это же время НОСТРОЙ разрабатывает регламенты по ведению Национального реестра и внесению в него информации от физических лиц. Эта работа ведется в тесном взаимодействии с СРО, органами власти, образовательными организациями и широким пулом экспертов. Кроме того, НОСТРОЙ предстоит разработать квалификационные стандарты для специалистов по организации строительства, дифференцированные по видам деятельности.
При этом важно понимать, для кого разрабатывается Национальный реестр, какие перед ним стоят цели, и как он будет вестись. От понимания основной целевой аудитории пользователей зависит очень многое. Прежде всего, Национальный реестр мог бы пригодиться заказчикам, органам государственного строительного контроля, а также государственным органам, проводящим торги и закупки в рамках 44-ФЗ.
При этом в законе определено, что в Национальном реестре должны содержаться: ФИО специалиста, вид выполняемых работ и дата внесения сведений о нем в Национальный реестр. Если ограничиться этим, Национальный реестр станет практически бесполезным. Ведь не будет никакой конкретики и установить, что специалист работает в такой-то компании, таком-то СРО, имеет определенный стаж и образование, будет невозможно.
Также видится целесообразным, что необходима некая структура, которая будет обрабатывать первичные заявления будущих членов Национального реестра. Ведь количество занятых на стройке инженерно-технических работников (ИТР), по самым скромным оценкам, составляет не менее 250 — 300 тысяч человек. При этом существующие на данный момент нормативные правовые акты не предусматривают право НОСТРОЙ заранее начать вести Национальный реестр. Если все специалисты в один день (например, 01.07.2017) обратятся в НОСТРОЙ с комплектами документов на внесение в Национальный реестр, это работа будет парализована. При этом на 01.07.2017 СРО уже должна иметь подтверждение внесения работников члена СРО в Реестр.
Для решения этих и других проблем, связанных с ведением Национального реестра (в рамках одной статьи невозможно подробно изложить весь их перечень) необходимо, чтобы приказ Минстроя и разрабатываемые НОСТРОЙ регламенты содержали следующие положения:
a. Национальный реестр должен содержать открытую и закрытую части. В открытой части будет содержатся информация: указанная в ч.11 ст. 55.5-1, а также реестровый номер, федеральный округ, регион и информация по оценке квалификации специалиста на соответствие профессиональному стандарту, статус специалиста «Действующий» или «Исключен». В закрытой части — информация по принятым документам, информация о работодателе, иная информация.
b. Должна быть предусмотрена связь (некий информационный шлюз) по обмену и дополнению друг друга информацией между Национальным реестром, Единым реестром членов СРО, Всероссийским реестром независимой оценки квалификаций. Для этого можно предусмотреть занесение данных в Национальный реестр через веб-интерфейс личного кабинета и создать такие кабинеты в каждой СРО.
c. Национальные объединения должны получить право заранее вести (вносить данные) Национальный реестр, чтобы к 01.07.2017 он уже успел поработать пару месяцев в тестовом режиме, чтобы выявить подводные камни и «детские болезни» системы.
d. Важный вопрос — наделение СРО правом принятия документов на внесение сведений в Национальный реестр. Это позволит обеспечить действенный контроль СРО за своими членами в рамках регионализации саморегулирования. При этом будет выстроен следующий порядок действий:
a. Заявитель — специалист по организации строительства — подает в СРО заявление на включение в Национальный реестр и комплект необходимых документов (требования к этим документов — тема для отдельной статьи).
b. Сотрудник СРО проверяет полноту и правильность представленных сведений, в том числе соответствие документов об образовании и повышении квалификации направлению подготовки строительства. При отсутствии замечаний он сканирует документы, размещает в личном кабинете СРО в Национальном реестре, заверяет электронно-цифровой подписью. Формируется заявка с уникальным номером, заявителю на руки выдается расписка о приеме документов. При этом получается, что на каждого заявителя будет сформирован комплект документов в бумажном и электронном виде.
c. Оригинальный комплект документов отправляется в НОСТРОЙ для проверки и подтверждения, а копия хранится в СРО.

НОСТРОЙ может проверять поступившие от СРО документы в два этапа:

1. Первичная, визуальная проверка документов в деле заявителя (электронные сканы в системе). При отсутствии замечаний на этом этапе документы акцептуются и формируется протокол — решение о внесении специалиста в Национальный реестр и присваивании ему уникального реестрового номера. В случае предоставления неполного пакета документов или несоответствия представленных документов установленным требованиям — отклонение заявки и уведомление об этом заявителя и СРО.
2. Проверка документов по факту поступления подлинников в НОСТРОЙ. Проверка состоит из сверки подлинников и документов, размещенных в системе и получения ответов на направленные запросы.
3. После проверки документов заявителя и корректности внесенных СРО данных о нем, информация заносится в Национальный реестр. Заявителю (и СРО) автоматически направляется выписка о том, что сведения о нем включены в Национальный реестр.
4. Перечень прилагаемых к заявлению на включение в Национальный реестр документов может быть (и должен быть) расширен. Предлагается включить туда СНИЛС и ИНН для недопущения «задваивания» специалистов. Ведь легко спрогнозировать ситуацию, когда информацию об одном и том же специалисте постараются внести в Национальный реестр несколько строительных организаций, в которых может быть задействован специалист.
Эти меры позволят получить полноценный, рабочий, полезный Национальный реестр специалистов, который позволит обеспечить достижение следующих целей:
• определение наличия у конкретной строительной организации квалифицированных специалистов;
• создание единой базы данных по специалистам для государственных органов, заказчиков (возможно использование для закупок, тендеров);
• мониторинг рынка труда, анализ численности занятых в строительной отрасли, контроль процессов трудовой миграции.
При этом ряд вопросов пока не имеет решений. К ним можно отнести: подтверждение трудового стажа специалистов именно в строительных организациях, проверка подлинности дипломов и документов о повышении квалификации, перечень направлений подготовки специалистов в области строительства.
На наш взгляд, ответ на эти (и другие) вопросы удастся выработать в процессе подготовки регламентационных документов по ведению Национального реестра.

 Надежда Прокопьева, директор департамента профессионального образования НОСТРОЙ
Владислав Кришталь, заместитель директора департамента профессионального образования НОСТРОЙ

Прочитано 18377 раз Последнее изменение Понедельник, 27 февраля 2017 22:33

Новости - изменения в законодательстве