Новости Общественного совета
Четверг, 08 августа 2024 13:51

Обращение Али Шахбанова к Председателю Правительства РД Абдулмуслиму Абдулмуслимову

Оцените материал
(0 голосов)

Председатель Общественного совета при Минстрое РД Али Шахбанов обратился с письмом к Председателю Правительства РД Абдулмуслиму Абдулмуслимову и к врио Министра строительства, архитектуры и ЖКХ РД Бахтияру Уллаеву по вопросу заключений контрактов с единственными поставщиками без проведения конкурсных процедур. Прилагаем весь текст письма.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 8 марта 2022 г. № 46-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Правительство РФ установило, что в дополнение к случаям, предусмотренным в ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – ФЗ № 44), заказчики вправе по 31 декабря 2022 года включительно осуществлять закупки у единственного контрагента, определенного актом Правительства РФ (при закупках для федеральных нужд), актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ (при региональных закупках), муниципальным правовым актом местной администрации (при закупках для муниципальных нужд) (Постановление Правительства РФ от 10 марта 2022 г. № 339)

Закупка у единственного поставщика не относится к конкурентным способам закупки и, следовательно, применение такого метода закупок должно осуществляться исключительно в случаях, установленных законом. В этой связи Минфин издал Информационное письмо от 14 февраля 2022 года № 24-01-09/10138, разъясняющее отдельные, наиболее сложные аспекты применения обновленного Закона о контрактной системе. Новое правило коснулось случаев, когда контракт с единственным поставщиком заключается на основании пунктов 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 ст. 93 44-ФЗ, с последними изменениями в 2022 году единственные поставщики, подписывающие госконтракт по этим основаниям, обязаны соответствовать параметрам, установленным частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Для реализации соответствующих нормативно-правовых актов в республике принято постановление Правительства Республики Дагестан от 28.03.2022 № 53 "Об установлении случаев осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Республики Дагестан у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) и порядка их осуществления".

На основании соответствующего постановления приняты 5 распоряжений Правительства Республики об определении единственного поставщика, где 14-ть строительных организаций определены единственными подрядчиками по проектированию и строительству 24-х объектов капитального строительства. В соответствии с постановлением основанием для рассмотрения вопросов о подготовке НПА, распоряжений, поручений является обращение, содержащее предложения об определении единственного исполнителя закупок.

В предложении об определении единственного исполнителя в отношении каждого предполагаемого единственного исполнителя и каждой закупки указываются, помимо предмета контракта и описания объекта закупки, экономическое и (или) технологическое обоснование нецелесообразности осуществления закупки с использованием конкурентных способов определения исполнителей, финансово-экономическое обоснование предложения об определении единственного исполнителя и информации о единственном исполнителе, обоснование выбора такого исполнителя, а также результаты проведенной заказчиком проверки соответствия предполагаемого единственного исполнителя требованиям ст. 31 ФЗ-44 "О Контрактной системе в сфере закупки".

В силу ст. 31 Федерального закона № 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе на соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющимся объектом закупки.

В данном случае идет ссылка на часть 1 статьи 49 (ГК РФ): В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.

В частности, речь идет о членстве в саморегулируемых организациях в сфере инженерных изысканий, проектирования и строительства.

Также, в силу ч. 1 ст. 55.8 индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящим Кодексом

В силу ч.3 ст. 93 ФЗ № 44, в случае осуществления закупки у единственного поставщика, для заключения контракта заказчик обязан обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения исполнителя, а также цену контракта и иные существенные условия контракта.

Далее, акты об определении единственного поставщика, подготавливаются в следующих случаях (п.2 постановление Правительства Республики Дагестан от 28.03.2022 № 53):

а) протокол заседания Правительства Республики Дагестан, координационного или совещательного органа под председательством Председателя Правительства Республики Дагестан, содержит решение, определяющее единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и (или) муниципальных нужд;

б) протокол заседания Правительства Республики Дагестан, координационного или совещательного органа под председательством Председателя Правительства Республики Дагестан, содержит решение, определяющее конкретную закупку для обеспечения государственных и (или) муниципальных нужд, которая может быть осуществлена заказчиками у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)

Выше приведенные пункты, предусматривают коллегиальное решение по определению единственного поставщика. Одновременно считаем, что при принятии решения нужно было также учитывать мнение саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования и строительства.

Считаем, что у нас в республике достаточно строительных организаций, которые имеют опыт при проектировании и строительстве соответствующих объектов, и нужно было применить принцип справедливости при определении единственного подрядчика. Реализация права региональных властей на осуществление закупки у единственного поставщика не должна создавать угрозу и приводить к ограничению или устранению конкуренции на рынке. При этом решение должно быть обосновано срочностью закупки, её предметом и невозможностью конкурентной закупки в каждом конкретном случае. Вместе с тем, официальных разъяснений по вопросу обоснования невозможности или нецелесообразности иных способов определения исполнителей и определения преимуществ указанных единственных исполнителей перед другими организациями - членов СРО в официальных документах Правительства РД не обнаружено.

Считаем справедливым замечание со стороны Главы Дагестана Меликова С.А. о недопустимости ситуации, сложившейся вокруг строительства школы в селе Новосаситли Хасавюртовского района

Заключенный госконтракт от 07.11.2023 г. между ГАУ РД «Дирекция по Реализации Инфраструктурных программа в Республике Дагестан» и компанией ООО «Баварский дом» на выполнение инженерных изысканий, разработку проектной и рабочей документации, выполнению работ по строительству и поставке оборудования по объекту: «Общеобразовательная организация на 420 ученических мест в с. Новосаситли Хасавюртовского района в срок до конца 2024 года оказался на грани неисполнения в установленные сроки, несмотря на предоставленный аванс в размере 250 млн. рублей

Вызывает сомнения сам факт заключения контракта с зарегистрированной в г. Москве компанией, имеющей нарушения налогового законодательства, тогда как в числе обязательных требований к участникам закупки по 44-ФЗ с 2022 года, в целях недопущения к госконтрактам заведомо ненадежных лиц, установлены требования по непроведению процедуры ликвидации компании и отсутствию недоимки по налогам и сборам

Учитывая изложенное, считаем, что распоряжения Правительства РД по определению единственного подрядчика приводят к ограничению или устранению конкуренции на рынке строительства и способствуют созданию преимущественного положения единственных исполнителей, что лишает возможности другим строительным компаниям реализовать свое право на участие в закупках и заключении контрактов на основе конкурентных процедур.

У нас в республике около 1000 строительных компаний, из которых в Ассоциации СРО «Гильдия строителей СКФО» их насчитывается 664 организаций, значительное количество которых имеет опыт строительства и ввода в эксплуатацию подобных ОКС.

В этой связи, просим Вас дать оценку эффективности исполнения единственными подрядчиками контрактных (договорных) обязательств по строительству объектов капитального строительства на территории Республики Дагестан

 

Председатель Общественного совета при Минстрое РД,
Президент Ассоциации СРО "Гильдия строителей СКФО"
Али Шахбанов

Прочитано 276 раз Последнее изменение Четверг, 08 августа 2024 15:47