Принявший участие в заседании Общественного совета при Минстрое РД руководитель ведомства Артур Сулейманов, по инициативе которого был обновлен состав общественного совета, в своем выступлении сделал акцент, на том, что очень рассчитывает на активное участие экспертов, лидеров общественных и профессиональных организаций в деле разрешения проблем строительной и коммунальных отраслей.
Рассказав об итогах деятельности министерства в 2022 году, обозначив также и ряд проблемных вопросов строительной отрасли, он предложил членам общественного совета отнестись к делу без формализма и подготовить свои экспертные рекомендации уже к предстоящей коллегии Минстроя РД.
В строительстве и ЖКХ по многим позициям, по словам министра, в настоящем наблюдается устойчивое развитие. Справились строители и с плановыми показателями по вводу жилья в 2022 году. В Дагестане освоены рекордные по объемам федеральные инвестиции в инфраструктурные проекты.
Решаются и старые закоренелые проблемы. В частности, по словам министра строительства, архитектуры и ЖКХ Артура Сулейманова, созданный в республике Единый оператор ЖКХ, способен решить вопрос плавного перехода к экономически обоснованному тарифу. Он отметил, что размер сегодняшних платежей, существенно ниже экономически обоснованных: «Мы хотим, чтобы его росту до экономически обоснованного тарифа сопутствовало улучшения качества коммунальных услуг. Чтобы люди видели, за что они платят деньги».
Реализуются также программы по благоустройству территорий, реконструкции коммунальных объектов, перечислив которые Артур Сулейманов, не обошел и возникающие в процессе работы проблемы. В частности, он призвал членов общественного совета к содействию в разъяснении гражданам всех преимуществ программы расселения из аварийного жилищного фонда, реализуемой в рамках национального проекта «Жилье и городская среда».
Живую дискуссию, заданную на заседании уже с процедуры утверждения повестки главных вопросов отрасли, члены общественного совета дополняли предложениями по темам, которые должны стать предметов экспертного обсуждения. Так, председатель дагестанского отделения Союза архитекторов России Увайс Камалов, в числе актуальных проблем назвал отсутствие актуальной градостроительной документации.
Заведующий лабораторией региональной геологии минерального сырья Института геологии ДФИЦ РАН, доктор геолого-минералогических наук, РФ Василий Черкашин заострил вопросы актуализации генеральных планов городов и сейсмического районирования территорий.
Заместитель председателя Общественной палаты РД Сапарбейг Абдуллаев, говорил о необходимости включить в план обсуждений реализации проекта реконструкции водоочистных сооружений, также призвав обратить внимание на вопрос подготовки специалистов рабочих профессий отрасли.
В своем выступлении председатель нового состава Общественного совета при Минстрое РД, Президент Ассоциации СРО «Гильдия строителей СКФО» Али Шахбанов, акцентировал участников заседания в необходимости выработки конструктивных предложений: «Заниматься огульным критиканством все могут, сказал он. Мы же должны стать помощниками в решении насущных проблем строительной отрасли, предлагать реальные и реализуемые на практике решения для того что бы министерство строительства, архитектуры и ЖКХ РД, Правительство РД, могло на своем уровне ими воспользоваться и воплотить в жизнь.
В этом плане, Али Шахбанов, коснувшись целого ряда системных вопросов строительной отрасли, вынося на обсуждение совета вопрос качества строительных материалов, используемых на объектах Дагестана.
«Материалы, которые используются на строительных объектах, порой не соответствуют нормам. Ни кирпич, ни кладка, ни бетон, ни арматура. Очень плохой контроль. Как можно шлакоблоками или прессованным песком дома строить, скажите, пожалуйста? Нам нужно решать эти вопросы. Мы здесь живем. Черкашин говорит о сейсмике, говорит о земле, о сейсмическом районировании. Помимо этих проблем, я говорю о стройке, о домах, которые на этой земле стоят», -сказал он, обозначив вариант решения проблемы создание в Дагестане саморегулируемой организации производителей строительных материалов.
Судя по выступлениям членов общественного совета, в Дагестане имеются специализированные лаборатории, помощью которых, при соответствующей организационной работе, строительный материал, которым возводятся объекты в Дагестане, можно поставить под контроль и сертифицировать. То есть, таким образом создать условия в республике для использования в строительстве только проверенного и качественного материала.
Помимо всего, доктор геолого-минералогических наук РФ Василий Черкашин, предложил более рациональней отнестись к природно-сырьевым возможностям республики. Одного доломита у нас на всю страну хватит, заявил он, также упомянув кварцевый песок, почему-то, не востребованного на стекольных заводах Дагестана. «Песок к нам везут из Саратова, а это ведь, в итоге упущенные налоги в бюджет, рабочие места и проч. Мы в Дагестане можем производить практически все необходимые стройматериалы», сказал, он, и судя по живой реакции на слова председателя общественного совета и министра строительства, архитектуры и ЖКХ, подобные предложения не останутся без должного внимания.
Сетевое издание "Дагестанская правда"
ДОКЛАД ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ОБЩЕСТВЕННОГО СОВЕТА
ПРИ МИНИСТЕРСТВЕ СТРОИТЕЛЬСТВА, АРХИТЕКТУРЫ И ЖКХ
АЛИ БАШИРОВИЧА ШАХБАНОВА
Уважаемые коллеги! Строительный комплекс Республики является одним из самых динамичных и перспективных сегментов рынка, в котором производится порядка 18 % ВРП Дагестана, 90% реализации государственных программ зависит именно от строительства, отрасль обеспечивает около 7 % налоговых выплат и среднегодовую численность занятых порядка 130 тыс. человек.
Из отчёта Правительства Дагестана о результатах работы за 2022 год следует, что объем выполненных работ по виду деятельности «Строительство» составил 201 млрд. рублей. За счет всех источников финансирования в республике введено в эксплуатацию более 1 млн. кв. метров общей площади жилья. На реализацию Республиканской инвестиционной программы было направлено более 29 млрд. рублей.
Цифры весьма впечатляющие, но, к сожалению, строительная отрасль Республики в настоящее время испытывает ряд трудностей в своем развитии и проявляется это в следующих факторах, ограничивающих производственную деятельность строительных компаний:
• общее падение дисциплины производства строительных работ при реализации государственных программ и региональных проектов, не освоение бюджетных средств;
• резкое сокращение объемов строительства многоквартирных домов (МКД);
• состояние нормативно-правового регулирования, в т.ч. в области ценообразования и сметного нормирования в строительстве, нерешенность проблем формирования адекватных цен, привязанных к семи территориальным ценовым зонам РД;
• проблемы реального внедрения в строительстве инновационных технологий, материалов, изделий и конструкций, повышение энергоэффективности и сейсмоустойчивости зданий и сооружений;
• дефицит квалифицированных кадров для нужд строительного комплекса республики, в т.ч. их отток в другие регионы;
• ухудшение финансового и материально-технического состояния застройщиков и строительных компаний;
• уменьшение рентабельности на объектах капитального строительства, как показатель, влияющий на финансовое и материально-техническое состояние организации;
• отсутствие собственных оборотных средств и недоступность к привлеченным средствам, в т.ч. к банковским кредитам;
• отсутствие авансирования и проблемы казначейского сопровождения;
• изношенность и нехватка строительных машин и механизмов;
• недостаток строительных материалов и их высокая стоимость;
• высокая стоимость машин, механизмов, конструкций и изделий, дороговизна их ремонта и обслуживания;
• низкий уровень з/п, в составе сметных расчетов, рабочих и механизаторов;
• теневая составляющая в строительной деятельности;
• нерентабельная деятельность и т.д.
Эти проблемы обсуждаются не первый год, они возникли не сегодня и не вчера, и тенденция снижения эффективности строительной деятельности становится опасным явлением в Республике. В предыдущие годы, начиная с 2012 года, объёмы строительства были не большими и за каждый объект шла ожесточённая конкурентная борьба. На торгах снижение начальной максимальной цены контракта доходила до 30-45%. Это повлияло на рентабельность. Многие строительные компании не выдержали такого состояния и вынуждены были перевести свой бизнес в другие регионы страны.
В 2015 году Дагестанские заказчики, грубо нарушив ГК РФ, 44-ФЗ и условия действующих государственных контрактов, принудила своих подрядчиков внести изменения в контракт в сторону снижения до 30-40% цены контракта путем перерасчета стоимости СМР по ФЕРам в отсутствие опубликованных Минстроем РФ индексов с учетом зон строительства. Свои неправомерные действия заказчики прикрывали ошибочным выводом Службы Госфинмониторинга РД о не допустимости применять ТЕР при определении НМЦК. При этом строительные организации республики потеряли порядка 3 млрд. рублей. Эта та сумма, которая должна была быть направлена на их развитие, а в результате привела многие организации к банкротству.
В 2019 г. Правительство РД инициировало закупку у единственного поставщика через механизм, предусмотренный статьи 93 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Так Дагестан обзавелся Генеральным подрядчиком на многие объекты строительства по государственным программам: «Демография» и «Развитие образования», а также по объекту: «Расширение и развитие (II очереди) канализации в г. Махачкале» в лице печально известных военных строителей, а конкретнее – ГВСУ-4.
Указанная норма права предназначена для использования в чрезвычайных и исключительных случаях. Очевидной причиной привлечения ГВСУ- 4 и продолжающаяся практика заключения договоров подряда с единственными поставщиками является не способность заказчиков организовать работу с соблюдением требований 44-ФЗ, а целью – желание обойти жесткие процедуры и требования законных форм проведения закупок. Дальнейшие последствия этих действий известны, и Дагестанские, вполне конкурентоспособные, организации остались без объемов работ или были вынуждены работать в с/подряде на невыгодных условиях.
Не справилось с поставленными задачами и Управление Правительства Республики Дагестан по капитальному строительству, созданное Указом Глава республики от 28 декабря 2020 года, на которого были возложены функции по координации строительства объектов для государственных и муниципальных нужд и функции государственного заказчика по разработке и реализации государственных программ в сфере строительства. Положение о деятельности Управления было принято только в конце февраля 2021 года, то есть потеряно было два месяца финансового года. Плюс время на реорганизацию и передачу полномочий. Повисшие на счёте Управления по капитальному строительству более 7 млрд. рублей – эта цена за создание этого органа власти, который просуществовал около года и никакой пользы не принес строительному комплексу.
Глава Республики, подводя итоги работы строительного комплекса Дагестана за 2021 год отметил, что необходима соответствующая строительная политика, нацеленная на реализацию комплексных решений, для чего потребуется реформирование системы управления отраслью в направлении консолидации полномочий, ресурсов, персонализации ответственности, четкого определения сфер ведения и разграничения полномочий. И в конце февраля 2022 года Сергей Меликов снова издал указ, по которому упразднил так и не заработавшее в полную силу Управление по капитальному строительству.
В силу названных выше причин, итоги реализации национальных проектов в Дагестане за последние годы таковы, что мы имеем дело с системным явлением - срыв реализации государственных программ и региональных проектов по виду деятельности - "Строительство", и возврат в федеральный бюджет миллиардов неосвоенных финансовых средств.
По итогам 2019 года республика вернула в федеральный бюджет около 8,4 млрд. рублей, в 2020-м – 7, 5 млрд. рублей, в 2021-м - 8,32 млрд. рублей, а какие средства будут возвращены в федеральный бюджет в 2022г. – пока официально не объявлено.
Одна из причин такого срыва - это безосновательное затягивание закупочных процедур по размещению заказов и заключению контрактов, некорректные исходные данные для проектирования, их отсутствие или несвоевременное предоставление, низкое качество проектно-сметной документации, связанное с низкой квалификацией исполнителей и заказчиков, неправильно выстроенные конкурсные процедуры, долгие сроки согласования контрактов.
Есть ещё ряд проблем, с которыми в 2020 - 2022 годах столкнулись в том числе и строители. Это, прежде всего, пандемия коронавируса и соответствующие ограничительные мероприятия, введенные в целях предупреждения и недопущения распространения коронавирусной инфекции, безудержный рост стоимости строительных ресурсов, нехватка рабочей силы и финансовые сложности, которые возникали в ходе исполнения государственных и муниципальных контрактов, а также договоров подряда в жилищном строительстве.
Отсутствие тесного взаимодействия Минстроя РД с Минстроем России в вопросах урегулирования сметно-нормативной базы в вопросах ценообразования в строительной отрасли РД привело к системным негативным последствиям, т.е. срывам торгов, убыточности и невозможности исполнения контрактов. О том, что подобный переход к ФЕРам не соответствует нормативной базе в области ценообразования в строительстве аргументировано сказано в акте Счетной палаты РД от 13.06.2019г., и в письме Минстроя РФ в адрес Главы РД от 12.05.2021 г. № 18924-ИФ/09 ДСП.
Основными причинами необъективности выставляемых на торги начальной (максимальной) цены контрактов являются:
1. Несоответствие ресурсно-технологических моделей (РТМ), выставляемых на торги объектов капитального строительства, обеспечивающие сейсмическую безопасность - 9 (девять) баллов, с ресурсными моделями объектов-представителей, принятыми Минстроем России, особенно существенное отклонение по линейным объектам строительства;
2. Более 90% номенклатуры строительных материалов – привозные с других субъектов Российской Федерации. И, как следствие, территория Республики Дагестан разделена на семь ценовых зон из расчета равноудалённости от ближайших железнодорожных станций. Следовательно, индексами Минстроя России не учтена транспортная логистика для ценовых зон строительства нашей Республики.
3. Существенное отклонение рыночных затрат по оплате труда рабочих-строителей, так как большая доля «черных» и «серых» схем оплаты труда по факту ведет к значительному занижению среднестатистических и расчетных показателей.
Считаю, переход на Ресурсно-индексный метод в сметном деле и внедрение ТИМ в строительстве самым перспективным направлением в 2023 г.
Не секрет, что в государственных закупках маржинальность строительных работ зачастую становится не 12-15%, а сводится до 0-2%, что фактически обесценивает стоимость работ строительных компаний. Заказы принимаются ради заказа, для того, чтобы обеспечить заработными платами работников предприятия. Мы при этом забываем об амортизации технической базы, понижая расценки строительных работ, мы обеспечиваем системное обесценивание этих работ в ущерб качеству, срокам, новым технологиям, финансовой устойчивости строительных компаний.
Стоимость строительной продукции должна включать в себя источник выплаты заработной платы рабочим в соответствии с п. 3.13. «Федерального отраслевого соглашения по строительству и промышленности строительных материалов Российской Федерации» на 2020-2023 года, т.е. в размере 5-ти кратного прожиточного минимума для трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации. Требование закона об обязательности исполнения всеми участниками условий коллективных договоров и Отраслевых соглашений не должно быть простой декларацией. Государство должно показывать пример исполнения законов и закладывать в НМЦК источник для выплаты заработной платы с соблюдением законов. Это повлияет на престиж строительных профессий, и уменьшится отток рабочей силы в другие регионы.
Одна из основных проблем государственных закупок – проблема несовершенства взаимоотношений: «СРО - заказчик – подрядчик», которая оказывает серьёзное влияние на сроки, качество, объёмы строительства. С одной стороны – неквалифицированный заказчик, с другой – неквалифицированный подрядчик. Одни не могут грамотно сформулировать техническое задание и проконтролировать его исполнение, вторые не способны качественно и в срок построить объект. Складывается парадоксальная ситуация – в республику поступают бюджетные инвестиции в невиданных ранее объемах, а строительные компании, которые должны их осваивать, уходят с дагестанского рынка или разоряются. На наш взгляд корень зла кроется и в неэкономических методах администрирования строительного производства и закупочных процедур в условиях рыночной экономики. Правовое регулирование контрактной системы в строительстве остается нестабильным и недостаточно системным.
Считаю, что Общественному совету совместно с Минстроем РД необходимо разработать действенные механизмы реализации национальных программ по виду деятельности - строительство, а для этого, на основании анализа состояния строительного комплекса, необходимо разработать дорожную карту его развития на ближайшую перспективу.
Необходимо предпринять действенные меры для повышения эффективности госзакупок в сфере строительства.
Другая серьезная проблема - это демпингование НМЦК ниже порога безубыточности. Те, кто думают, что низкие цены на строительную продукцию это благо, поскольку это экономит бюджетные средства, не разбираются в основополагающих постулатах экономического развития. Демпинговые цены чреваты тем, что подрядчик не завершит строительство объекта, либо объект будет некачественно построен, либо исполнение контракта будет сопровождаться нарушениями условий контракта и/или законов. В развитых зарубежных странах практикуется борьба с демпингом. А у нас, к сожалению, практикуется принуждение к демпингу. Это влияет и на финансовую устойчивость организаций и на налоговую базу бюджетов всех уровней.
УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ!
С 1 июля 2019 года, как вы знаете, вступили в силу поправки в Федеральный закон № 214-ФЗ, которые изменили направление финансовых потоков в рамках долевого строительства. В соответствии с новой моделью застройщики обязаны работать по счетам эскроу, на которых будут аккумулироваться средства граждан.
По данным портала Дом РФ на 04.03.2023г. в республике 11 застройщиков строят 23 МКД с суммарной жилой площадью - 262 тыс. кв.м., в том числе по счетам экскроу- 166 тыс. кв.м. (8 ЮЛ), без счетов экскроу- (ПП РФ №480 - 81 тыс. кв.м. (2 ЮЛ), без привлечения средств 15 т. кв.м. (2 ЮЛ).
В 2022 г. введено в эксплуатацию 1005 тыс. кв. м. (-2% против 2021 г.), в том числе 485 тыс. кв. м. в МКД (-11% против 2021 г.) и 520 тыс. кв. м. в ИЖД (+7% против 2021 г.).
Обращаю ваше внимание на то, что это показатели ввода жилья в эксплуатацию, а не показатели выполнения строительных работ по возведению жилья. Нет никаких сомнений, что падение объемов выполнения строительных работ в многоквартирном жилищном строительстве в 2023г. и в последующие годы будет еще более резким. Этот коллапс в сфере жилищного строительства происходил и продолжается на фоне достаточно низкого уровня обеспеченности жильем в Республике Дагестан.
Минстрой РФ, в рамках Указа Президента РФ, сформировал новый план по строительству жилья до 2030 года. Теперь каждый регион знает, сколько должен построить в год в течение ближайших 10 лет. В Дагестане поставлена задача ввести за 10 лет 14,5 млн. кв.м. жилья. Согласно государственной программе "Развитие жилищного строительства в Республике Дагестан", в этом году в регионе планируется построить и сдать в эксплуатацию 950 тыс. кв.м. жилья. Такие показатели объемов ввода не выполнить без застройки крупных микрорайонов. Это должны быть отдельные микрорайоны вне городской агломерации, со своей независимой инженерно-коммуникационной инфраструктурой. Возникает резонный вопрос: кто будет строить и где будем строить?
Таким образом, важным направлением для развития строительного комплекса республики и рынка жилой недвижимости становится комплексный подход к освоению территорий, которые обеспечены инфраструктурой, в первую очередь, энергетической (теплоснабжение, водоснабжение, энергоснабжение). Для этого необходимо полностью изменить систему территориального планирования и создать новые документы территориального планирования.
Необходимо предпринять срочные меры по формированию пула добросовестных застройщиков, соответствующих требованиям Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ, и оказанию им практической помощи при переходе на проектное финансирование строительства МКД, в противном случае экономика Дагестана рискует потерять целый сектор жилищного строительства.
Не менее важным вектором развития рынка жилья является сегмент индивидуального жилищного строительства (ИЖС). Необходимо разработать республиканскую программу стимулирования малоэтажной застройки и развития индивидуального жилищного строительства, включающую выбор земельных участков, разработку градостроительных концепций, определение источников финансирования строительства инфраструктуры, установление регламентов использования земельных участков, территорий и объектов общего пользования, формирование фондов обеспечения долгосрочного финансирования строительства и других мер стимулирования. Такая программа, в частности, позволит стимулировать развитие сел и уменьшить отток населения из горных районов.
Кадровая проблема – одна из самых острых для строительной отрасли страны. Отъезд из-за коронавируса иностранных рабочих, а теперь ещё и СВО на Украине, обострили её еще больше. При этом трудности миграционного законодательства и закрытые границы не позволяют строительным компаниям завозить рабочих. С аналогичной проблемой столкнулись и наши организации. Многие дагестанцы заменили иностранных строителей на строительных объектах в других регионах России, тем самым оголив объекты в республике.
В связи с этим требует детальной проработки вопрос о конкретных формах партнерства бизнеса и образования, позволяющих работодателю реально влиять на качество подготовки специалистов, организацию учебного процесса и производственной практики, оказывать образовательным учреждениям финансовую и материальную помощь в целях создания необходимых условий для решения совместных задач по обеспечению производства высококвалифицированными кадрами.
Есть ряд проблем, осложняющих взаимодействие образовательных организаций и работодателей. Прежде всего, эта слабая нормативно-правовая база, регламентирующая взаимодействия между работодателями и системой образования. В строительной отрасли России более 95% компаний - частные, а в Дагестане все 100%! Трудно мотивировать руководителей строительных организаций на социальное партнерство с образовательными организациями в случае отсутствия гарантированных объемов строительно-монтажных работ даже на краткосрочную перспективу.
Надеюсь, что Общественный совет совместно с органами власти сможет разработать механизмы налогового стимулирования работодателей и их объединений, участвующих в таких проектах, а также совершенствования режима налогообложения организаций в части их затрат на оказание финансовой и материальной поддержки образовательным организациям (в состав прочих расходов, в отношении которых применяется льготная ставка налогообложения, должны быть включены расходы работодателя на указанные цели).
Другим действенным решением, на мой взгляд, было бы представление социально ориентированным строительным компаниям, участвующим в образовательных мероприятиях на постоянной основе (практика, стажировка, наставничество, студенческие отряды) с последующим трудоустройством выпускников средних профессиональных и высших образовательных организаций, определенных преференций при заключении договоров подряда или субподряда на строительство, реконструкцию или капитальный ремонт объектов капитального строительства на территории республики Дагестан.
И в завершение своего выступления скажу, что Институт саморегулирования в строительстве является эффективным способом снижения прямого государственного регулирования и сокращения административных барьеров.
Основным содержанием деятельности саморегулируемых организаций является обеспечение допуска на рынок только квалифицированных подрядчиков путем разработки и утверждения стандартов и правил предпринимательской деятельности, а также в дополнение к государственному надзору - контроль за соблюдением обязательных требований.
При этом саморегулируемыми организациями формируются компенсационный фонд возмещения вреда и компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, средствами которых они отвечают по обязательствам своих членов, возникшим вследствие причинения вреда потребителям работ, услуг, а также при нарушении условий договоров подряда (контрактов).
В целях повышения качества подрядных работ и предупреждения причинения вреда потребителям работ, услуг введен институт национальных реестров специалистов, устанавливающий квалификационные требования к работникам членов саморегулируемых организаций (главным инженерам проектов, главным архитекторам проектов), ответственным за качество работ, их должностные обязанности, а также их персональную ответственность за принимаемые решения, обеспечивающие безопасность в строительстве.
К сожалению, взаимодействие минстроя РД и саморегулируемых организаций нельзя назвать системным и продуктивным, хотя и предпринимались определенные усилия в этом направлении. Надеюсь, что площадка Общественного совета станет надежным фундаментом выстраивания наиболее оптимальной модели взаимодействия минстроя, государственных заказчиков, СРО и подрядных организаций.
Полагаю, что совместными усилиями мы сумеем выстроить модель вертикального взаимодействия в целях повышения эффективности строительного контроля, усиления его роли и ответственности при одновременном сохранении надлежащего уровня безопасности и качества возводимых объектов капитального строительства: органы государственного строительного надзора оценивают порядок проведения строительного контроля, строительный контроль заказчика контролирует производимые работы, СРО - создаёт систему эффективного отбора профессиональных участников строительного рынка, повышения качества работ и услуг, обеспечения безопасности строительства объектов капитального строительства, а подрядчик осуществляет строительство и производственный контроль, соблюдая требования проектной документации и технических регламентов.
Придание деятельности в сфере строительства единого вектора развития, обеспечение единой методологией и правильной постановкой задач в развитии отрасли, широкое распространение современных технологий, координация усилий по привлечению инвестиций в отрасль, снижение избыточных административных барьеров в градостроительной деятельности, направление строительной деятельности в законное русло, на мой взгляд, имеет неплохие шансы на повышение ее конкурентоспособности и позволит поднять экономику республики на качественно новый, достойный уровень