– Как вы думаете, в 2010 году число саморегулируемых организаций в строительной отрасли может еще вырасти?
– Двукратного увеличения количества СРО, конечно, не произойдет. Все основные инициативные группы, сформированные на базе профильных региональных союзов и ассоциаций, а также уважаемых и авторитетных компаний, сейчас либо находятся в стадии оформления СРО, либо уже получили этот статус. Я допускаю, что в наступившем году в рядах сформированных саморегулируемых организаций проявится некий элемент ротации (кто-то может не справиться со своими обязательствами). Но это ни в коем случае не станет массовым явлением, а затронет лишь слабые СРО. Вполне вероятно, что в будущем году появятся и новые объединения. Однако их число не превысит 10% от количества саморегулируемых организаций, уже зарегистрированных в России.
– Сколько участников строительного рынка (строительных, проектных, изыскательских компаний) уже вступили в СРО и сколько до сих пор остаются вне правового поля?
– К сожалению, сейчас нет точной, объективной цифры, от которой можно отталкиваться в таких подсчетах. За точку отсчета можно, конечно, принять количество выданных в стране лицензий, но это равноценно вычислению процента от количества облаков на небе. Все знают, что среди компаний, получивших строительные лицензии, полно «пустышек», фирм-«обналичек», криминальных структур либо компаний, уже давно не работающих на рынке. По моим оценкам, в России сейчас существует около 40–50 тысяч реально действующих строительных компаний, из которых к концу 2009 года большая часть (около 30 тысяч) уже получила допуски СРО. Думаю, к середине января количество участников строительного рынка, имеющих допуски СРО, вырастет примерно до 40–45 тысяч компаний. Таким образом, в начале года примерно 90–95% всех реально работающих на рынке компаний получат допуски саморегулируемых организаций.
– Осознают ли строители пользу саморегулирования или до сих пор вступают в СРО из-под палки?
– Не все участники рынка понимают плюсы саморегулирования. Скажем, инициативные группы, которые создавали первые СРО, сразу осознали преимущества новой системы. Они смотрели в будущее, причем не только в 2010 год. Но большая часть компаний, которые реально работают на рынке и погружены в ежедневную текучку, к реформам относятся с опаской, иногда подозрительно. Люди не понимают, какую пользу саморегулирование принесет именно их бизнесу. Поэтому, чтобы завоевать доверие, система должна сначала доказать свою эффективность. Хотя в первую очередь этот механизм ориентирован на потребителя. Качество и безопасность нужны именно ему. Поэтому и прок от новой системы (реальное качество и оперативное реагирование на те или иные отклонения) должны сначала испытать потребители. Затем пользу, конечно, увидят и строители. Где-то она будет прямой, где-то косвенной. Допустим, разработают и примут технические регламенты в области строительства. Получит ли какая-нибудь петербургская фирма, которая занимается кровельными работами, выгоду от этого? Я думаю, не сразу. Строительная отрасль тяжела на раскачку. Поэтому многие вещи, которые делаются сейчас, сработают года через два-три, а то и через пять лет. Но я уверен, что ядро строительного комплекса пользу от саморегулирования уже видит. Это – реальный регулятивный механизм, он позволит очистить строительный рынок от пены, которая его забивала. Уйдут в небытие фирмы-«пустышки», «обналички», которые бессовестно демпинговали на конкурсах. В этой части саморегулирование сразу принесет положительные результаты. Но я уверен, что долгосрочные выгоды и члены СРО, и потребители также скоро увидят и начнут ощущать.
– Саморегулируемые организации в строительной отрасли функционируют уже больше полугода. Каковы первые результаты их деятельности? Были ли за прошедшие месяцы зафиксированы случаи «торговли» допусками или другие попытки мошенничества со стороны СРО, уже внесенных в реестр Ростехнадзора?
– Уже есть прецеденты, когда компании юридического профиля организуют рассылку с предложением «помочь» в оформлении допусков. Чаще всего «торговля» допусками ведется именно через юридических посредников. Также недавно в интернете появились объявления, в которых пользователям предлагают купить фирму с допуском СРО. Все эти факты нужно расследовать, проверять всю цепочку посредников и узнавать, от кого поступают подобные предложения. Некоторые наши региональные коллеги, в частности петербуржцы, требуют регулировать этот процесс через Национальные объединения СРО. На сегодняшний день у нас имеется устная договоренность с Ростехнадзором, что НОСТРОЙ будет действовать в тесной связке с ведомством и разбирать такие случаи. При выявлении фактов «торговли» допусками первая реакция, конечно, последует от Ростехнадзора. У них есть для этого все полномочия, вплоть до права лишения виновника статуса СРО.
– Насколько часто выявляются факты подозрительной деятельности СРО?
– В настоящий момент такие случаи единичны. Чтобы не попасть в недобросовестное партнерство, участникам рынка можно посоветовать одно: отслеживать информацию о саморегулируемых организациях, появляющуюся в СМИ. Не стоит забывать, что выбор добросовестных объединений, где во главе стоят уважаемые люди, которые никогда не поставят свою подпись на какой-то платной «бумажке», сейчас достаточно велик. Особенно много таких объединений в Петербурге. Присутствует в отрасли и элемент самоконтроля, ведь саморегулируемые организации на уровне региона очень зорко следят друг за другом. Это делает возможным внутреннее наведение порядка, даже без апеллирования к федеральным ведомствам. Очень хорошо работают и различные координационные советы, где тревожные сигналы могут проверяться и перепроверяться перед их отправкой в Национальное объединение СРО и Ростехнадзор. Я не отрицаю, что проблема есть, но пока коммерческие СРО не стали угрозой для системы саморегулирования в России.
– Как вы относитесь к последней инициативе федеральных властей в части сокращения Перечня видов работ, влияющих на безопасность объектов капитального строительства и увеличения взносов в компенсационный фонд СРО? Не поставит ли это под удар всю систему саморегулирования в строительной отрасли России?
– Пока это лишь проект, вокруг которого ведутся дискуссии. К тому же инициативы носят весьма противоречивый характер. С одной стороны, чиновники выдвинули лозунг защиты малого и среднего бизнеса. С другой стороны, в предложениях по сокращению Перечня заложены такие виды работ, которые не имеют к малому и среднему бизнесу никакого отношения. Увеличение размера взносов в компенсационный фонд также ужесточает требования к членам СРО, ведь подобные выплаты по силам только крупным фирмам. Наличие этих и других противоречий показывает непроработанность и несерьезность выдвинутых предложений. Поэтому на них последовала очень резкая реакция абсолютно из всех регионов России. Активно протестуют и представители малого и среднего бизнеса. Обращения от них идут на имя министра регионального развития, премьер-министра и президента страны. Поэтому я думаю, что предлагаемые проекты будут отложены и еще не раз их обсудят.
Не скрою, члены НОСТРОЙ считают, что в Перечне есть несколько кодов работ, которые действительно не влияют на безопасность объектов капитального строительства (скажем, разметка дорожного полотна). Поэтому в ближайшее время мы надеемся исключить лишние коды работ из классификатора. Но должен идти и обратный процесс. Строители требуют не только сокращения Перечня видов работ, но и его расширения, детализации. Так что горячее возмущение строительного сообщества направлено именно против коренного перелома существующего документа. Все коррективы должны вноситься очень аккуратно, точечно. Созданные национальные объединения строителей, проектировщиков и изыскателей должны быть инициаторами этого процесса и постоянными партнерами Министерства регионального развития, помогая ему ориентироваться в ситуации. Также не стоит забывать, что существуют и более эффективные способы содействия малому бизнесу, чем сокращение Перечня видов работ. Например, Госдума до сих пор не приняла поправки, снижающие взносы в компенсационный фонд для таких предприятий. А ведь это – очень хорошая мера, которая принесет малому бизнесу реальную пользу.
– Ваши прогнозы на 2010 год: сможет ли саморегулирование в строительной сфере достойно проявить себя в посткризисных условиях?
– Безусловно, 2010 год будет нелегким. Нам предстоит еще очень много работы по преодолению последствий кризиса. Основная задача саморегулируемых организаций в этом году – унификация существующих правил и требований работы на рынке, защита интересов и прав членов СРО. Последнее особенно актуально, так как в НОСТРОЙ поступают сигналы о том, что некоторые региональные власти пытаются закрыть местные рынки, признавая допуски только «своих», локальных саморегулируемых организаций. На эти сигналы нужно реагировать, обеспечивая единство экономического пространства России и защищая интересы всех членов СРО в любом регионе страны. Мы надеемся максимально быстро (примерно за пару лет) пройти фазу наладки системы саморегулирования и перейти к фазе роста, что позволит существенно увеличить объемы жилищного, промышленного и дорожного строительства в стране.
Справка «БН»:
Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство (НОСТРОЙ), зарегистрировано Министерством юстиции РФ 18 декабря 2009 года.
Всероссийский учредительный съезд, на котором было принято решение о создании НОСТРОЙ, прошел 10 ноября. В нем приняли участие 57 зарегистрированных на тот момент в России строительных СРО. Согласно положениям Градостроительного кодекса РФ, членство в Национальном объединении строителей является обязательным для всех профильных саморегулируемых организаций, зарегистрированных на территории России.
Президентом НОСТРОЙ избран председатель Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере строительства и ЖКХ, президент НП СРО «Межрегиональное объединение строителей» Ефим Басин.
Автор: Ольга Мурашко
Источник: Бюллетень Недвижимости. www.sro-s.ru
Источник: Бюллетень Недвижимости. www.sro-s.ru