Условия для старта созданы
Процесс реформирования отрасли начался еще в 2004 году, после принятия новых Жилищного и Градостроительного кодексов РФ. С тех пор мы прошли путь от полного неприятия идеи саморегулирования до создания трех национальных объединений саморегулируемых организаций (СРО). Последний этап преобразований стартовал в июле прошлого года вместе с подписанием федерального закона № 148-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Проекты закона обсуждались в жарких дискуссиях, принятый вариант, конечно, не идеален и требует определенных доработок, но уже позволяет саморегулированию работать и развиваться.
На 25 ноября 2009 года профсообществом было создано более 100 саморегулируемых организаций: 67 – в строительстве, 50 – в архитектурном проектировании и 6 – в инженерных изысканиях. Регистрация продолжится и в новом году, хотя, по оценкам экспертов, СРО уже вполне достаточно: охвачено 90% регионов России, что позволяет решить все вопросы, связанные с выдачей свидетельств о допуске к работам.
Государство тоже не отстает. Еще год назад Министерство регионального развития в приказе № 274 утвердило перечень работ, которые оказывают влияние на безопасность ства. Правительство РФ назначило контролирующим процесс деятельности СРО Ростехнадзор, который займется реализацией этой функции в полной мере уже в начале следующего года.
Зачем нам это?
Интерес к созданию и организации деятельности саморегулируемых организаций со стороны власти понятен. СРО должны стать катализаторами изменений в отрасли и инициаторами обновлений нормативной базы. В перспективе законодательные инициативы СРО позволят существенно сократить сроки проектирования и строительства. Административный барьер, таким образом, существенно понизится. Возможно, в дальнейшем саморегулируемые организации станут источниками различных норм права – стандартов, техрегламентов, системы взаимоотношений на государственном уровне в самом широком смысле.
В лице СРО власть получает и конструктивного оппонента, который наконец-то сможет начать диалог бизнеса с властью. Речь о так называемом «праве голоса», которое появится у строительного бизнес-сообщества. Строители сами могут устанавливать правила и стандарты профессиональной деятельности – в рамках закона! – через СРО. Последние наделены правом влиять на отраслевые процессы, участвуя в экспертных и общественных советах при органах законодательной и исполнительной власти.
Стоит обратить внимание на то, что саморегулируемые организации не просто допускают компании на рынок. Они создают объединения участников строительного процесса, ответственных за все, что происходит в отрасли.
Другой важный плюс заключается в самоочищении отрасли от недобросовестных компаний, созданных для одноразовых целей, например, для участия в тендере. Низкая квалификация персонала в таких «конторах», отсутствие надлежащей материально-технической базы были причиной высокой аварийности на стройках и низкого качества готовых объектов. По их вине сформировался не вполне позитивный имидж стройкомплекса в целом, доверие к строителям было подорвано как со стороны потребителей, так и со стороны инвесторов. Сейчас все меняется.
Не так все просто
Членами СРО станут действительно достойные представители бизнеса, в которых партнеры могут быть уверены, как в себе. При заключении договора они знают, что обе стороны прошли все проверки и соответствуют требованиям саморегулируемой организации. А условия вступления в серьезные СРО – организационные и финансовые – достаточно жесткие. Организационный аспект включает требования к наличию определенного количества квалифицированного штатного персонала и материально-технической базы. Причем к каждому из 35 видов работ требования будут разными. Но для выполнения любого из заявленных видов работ, на которые организация хочет получить свидетельство о допуске, в штате должно быть не менее трех человек с высшим профессиональным образованием и стажем работы по специальности не менее трех лет, либо не менее пяти специалистов со средним специальным образованием и стажем не менее пяти лет.
Вторая группа условий – финансовые. Вступление в СРО предполагает уплату нескольких видов взносов. Во-первых, взнос в компенсационный фонд. Для строительных компаний
его размер составляет 300 тысяч рублей (при условии страхования рисков гражданской ответственности). Вступительные и регулярные взносы утверждаются СРО на общем собрании членов и могут быть как увеличены, так и уменьшены по итогам очередного финансового года. Размер единовременного вступительного взноса в СРО НП «Альянс строителей» составляет 100 000 рублей, размер ежегодных членских взносов – 80 000 рублей
Правилами саморегулирования могут устанавливаться дополнительные требования к членам СРО, такие как страхование гражданской ответственности, которое уменьшает размер взноса в компенсационный фонд с 1 млн. до 300 тысяч рублей, а также требование по созданию системы контроля качества.
Безусловно, соответствовать таким условиям смогут отнюдь не все организации, работающие сейчас на рынке по лицензии. Те, кто хочет и может продолжать деятельность в новых условиях, уже вступили в СРО. Таким образом они подтвердили свое соответствие современным рыночным требованиям. Можно предположить, что в следующем году отрасль уже не будет страдать от недобросовестных фирм, состоящих из
директора и бухгалтера – они останутся в прошлом. Расплачиваться за ошибки, причем не только свои, но и коллег по СРО, придется всем вместе и каждому по отдельности. Если по вине одного из членов саморегулируемой организации произошло ЧП или авария, вред будет возмещаться за счет страхового покрытия (условие страхования гражданской ответственности членов сейчас принято во всех зарегистрированных СРО как обязательное). Если страховки окажется недостаточно, виновник использует собственные средства. В последнюю очередь прибегают к крайней мере и «залезают в общую копилку» – производят выплаты из компенсационного фонда. В течение двух месяцев после этого виновник и остальные члены СРО должны пополнить фонд до первоначального объема. Мало кто хочет платить за ошибки другого. Поэтому обращение к средствам компенсационного фонда может стоить виновнику членства в саморегулируемой организации. Так работает принцип коллективной ответственности.
Впрочем, это уже вопрос реализации новой системы на практике. Пока же нужно справиться перипетиями внутри СРО.
Интерес к созданию и организации деятельности саморегулируемых организаций со стороны власти понятен.
СРО должны стать катализаторами изменений в отрасли и инициаторами обновлений нормативной базы
Камень преткновения
Одна из основных на данный момент – конкуренция между некоммерческими партнерствами (НП), еще не получившими статус СРО. Все бы ничего, но при этом используются не вполне корректные способы борьбы. Например, уменьшение входных требований, что привлекает потенциально ненадежные организации. Таким образом, ставится под сомнение сама идея саморегулирования, ее функциональность.
То же самое происходит при разработке требований к выдаче свидетельств о допуске к работам членам СРО. Сейчас нет единого унифицированного положения о выдаче, его
планируется принять в следующем году, поэтому каждое НП разрабатывает свои собственные нормативы. В них могут содержаться самые различные положения, балансирующие на грани разумного, но все с той же целью – завлечь компанию. А стремиться нужно не к минимуму, а к повышенным требованиям, о чем и говорит закон.
Говоря о минусах новой системы, мы говорим о недоработках, которые будут устранены в ближайшее время, и о попытках обойти закон со стороны недобросовестных НП. Они сами вставляют палки в колеса новой системе регулирования, пытаясь занять наиболее выгодное положение. Увы! – такова особенность делового климата в нашей стране.
Судить о недочетах реализации новой схемы на практике пока рано, поскольку она еще только начинает работать. Предварительные итоги можно будет подвести не ранее, чем через полгода. Можно предположить, что профсообщество готово принять нововведения, несмотря на то, что они были «спущены сверху». Для этого были определенные предпосылки. Строители прекрасно понимали, что лицензирование изжило себя как регулирующий инструмент и настолько скомпрометировало себя из-за всевластия бюрократии, что развиваться внутри этого института стало практически невозможно. Необходимость чего-то нового назрела давно. Саморегулирование состоялось, и будем надеяться, что оно поменяет менталитет игроков рынка в лучшую сторону. Для этого нужно активно работать над решением множества задач, которые ставят перед нами постоянно изменяющиеся реалии современного мира.
Ближайшие перспективы
Не так давно создание национальных объединений (НО) СРО в строительстве, проектировании и инженерных изысканиях казалось перспективой совсем не близкой. Но в августе было создано Нацобъединение проектировщиков, и начали поговаривать о форсировании действий по созданию двух других НО. Решили, что дожидаться 1 июля 2010 года – даты, до которой все три НО должны были быть созданы обязательно, – не стоит. 10 ноября прошел Всероссийский съезд строительных СРО, а 12 ноября аналогичный съезд прошел у инженеров-изыскателей. На них и были созданы два соответствующих нацобъединения. Так была решена одна из важнейших задач, которая поставила точку в завершении организационной основы саморегулирования.
На вновь созданные союзы возложены очень серьезные полномочия. Среди них – частичный контроль за деятельностью СРО, некоторые вопросы технического регулирования, разработка унифицированных требований по выдаче свидетельств о допуске к работам. Вообще, унификация и стандартизация – одно из важнейших направлений дальнейшей работы.
Например, нацобъединения займутся созданием единой базы СРО, в которой можно будет найти сведения о кандидатах в члены, о самих членах, а также о тех, кому отказали в принятии или исключили из состава членов. База будет полезной, например, для заказчиков и тендерных комиссий. Предлагается также учитывать в информационной базе учебные заведения, которые готовят специалистов в строительстве и проектировании, страховые компании, страхующие гражданскую ответственность членов СРО, и параллельно вести реестр страховых случаев. Для обеспечения публичности и прозрачности работы будет вестись постоянный мониторинг деятельности самих СРО.
Таким образом, все условия для успешного функционирования СРО уже созданы, теперь все зависит от активности профессионального сообщества. Бизнес должен доказать, что он способен самостоятельно регулировать работу отрасли, устанавливать свои стандарты и, конечно, следовать им.
Комментарии
Генеральный директор ЗАО «ТЭС-МА» (Санкт-Петербург) Владимир Пантелеев:
– Мы не ожидали, что подготовка к вступлению в СРО займет так много времени. Строи-
тельную лицензию получить было гораздо быстрее и легче, чем оформить свидетельство
о допуске. При вступлении в СРО проверялось наличие оборудования и техники, состав штатных специалистов и их квалификация. Требования оказались жестче, чем мы предполагали. Процесс подготовки затянулся в связи с тем, что пришлось проводить обучение имеющихся специалистов. Кроме того, по нашему глубокому убеждению, установленные законодателем требования по количеству необходимых специалистов на каждый вид работ являются завышенными.
Генеральный директор ООО «Стройбизнес» (Санкт-Петербург) Павел Земляков:
– В процессе получения свидетельства о допуске мы столкнулись с проблемой нехватки
квалифицированных специалистов. У нас в штате много молодых специалистов с опытом работы, в среднем, два года. Но в соответствии с требованиями СРО опыт работы должен быть не менее трех лет. Получилось, что некоторым молодым инженерам не хватило нескольких месяцев до этой планки. Нам пришлось уменьшить количество заявляемых видов работ на получение допуска с 11 до 7. Для получения оставшихся четырех видов работ нам нужно немного времени, чтобы наши молодые специалисты набрались опыта. На наш взгляд, лицензию было получить намного легче, не было столь строгого отбора кадров, не требовалось столько времени для подготовки документов для вступления в СРО. На сегодняшний день мы еще не оценили преимущество членства в СРО перед «старой, доброй» лицензией.
www.sro-s.ru