Минэкономразвития представило свой проект в начале сентября. Министерство предлагает создать федеральную контрактную систему, при этом принятие Закона о ФКС подразумевает отмену нынешнего закона о госзакупках. На данный момент идет публичное обсуждение представленного законопроекта.
ФАС в свою очередь в четверг представил проект поправок в ФЗ-94, который, по мнению ведомства, необходимо не заменять новым документом, а реформировать, и федеральную контрактую систему создавать именно на его основе.
В частности, ФАС в отличие от Минэкономразвития делает ставку на электронные аукционы, а не на открытые конкурсы, поскольку считает такую процедуру размещения госзаказа более конкурентной и менее коррупциногенной.
Среди новшеств в предлагаемых ФАС поправках - централизация функции закупок. В частности, на федеральном уровне ведомство предлагает создать уполномоченные органы по размещению заказов при главных распорядителях бюджетных средств. На региональном уровне ФАС предлагает создать уполномоченные органы по размещению заказов для заказчиков субъекта и для муниципальных заказчиков.
ФАС в отличие от Минэкономразвития предлагает не останавливать торги, если ценовое предложение снижается более чем на 30% от начальной цены контракта. "В этом случае предлагается ввести требование по увеличению размера обеспечения исполнения контракта в 1,5 раза", - сообщил на пресс-конференции начальник управления ФАС по контролю за размещением госзаказа Михаил Евраев. Что касается финансового обеспечения, предлагается при начальной цене контракта более 10 млн рублей устанавливать обязательность обеспечения исполнения контракта в размере от 10 до 30%.
Антимонопольное ведомство намерено создать единый центр экономической конъюнктуры рынков, который будет заниматься исследованием рынков и мониторингом цен для установления начальных цен контрактов. Заказчики, согласно поправкам, должны будут сформировать и опубликовать в открытом доступе планы закупок: один план на следующий год и еще один на трехлетний период. За неразмещение планов будет предусмотрена административная ответственность.
Также ФАС предлагает усовершенствовать процедуру быстрого размещения заказа, реестр недобросовестных поставщиков, уточнить дополнительные требования к участникам размещения заказа, а также на законодательном уровне закрепить особенности размещения заказов на научно-исследовательские и творческие работы.
Также ФАС предлагает расторгать контракты по решению специальной независимой комиссии, а не в одностороннем порядке, как планирует Минэкономразвития.
Предлагается ввести государственную пошлину за необоснованность жалобы предпринимателя – 0,1% от цены контракта. Меры за нарушения законодательства о размещении заказов, которые будут применяться к заказчику, не так суровы, как у Минэкономразвития, - до уголовщины дело не доходит. Так, к заказчику, который при закупках свыше 300 млн рублей в течение года дважды допустил такие нарушения, как неправильный выбор способа закупки, неразмещение закупки на официальном сайте или изменение условий контракта – применяется норма КоАП о дисквалификации должностного лица заказчика по решению суда.
www.sro-s.ru