Здесь обсуждались вопросы стратегии пространственной организации страны, транспортной инфраструктуры как одной из важнейших составляющих градостроительного развития. Особый акцент был сделан на теме создания комфортной и устойчивой среды обитания - главной задаче пространственного развития. В ходе дискуссии была затронута тема взаимодействия с отраслевыми ведомствами в системе пространственной организации страны.
Президент Российской академии архитектуры и строительных наук (РААСН) Александр Кудрявцев отметил, что «развитость и состояние населенных мест и связывающих их коммуникаций всегда были и остаются материальной основой социального развития общества, оказывали и оказывают определяющее влияние на его экономическое развитие». Эта сеть, или интегрированность, связанность территорий, «магистрализация» и «агломерирование» являются материальной основой проводимой государством геополитики, включенности их в систему международных связей, - отметил эксперт.
Приглашенные специалисты обсудили роль крупных городов в пространственном и социально-экономическом развитии России. Мегаполисы уже стали центрами регионального развития, ключевыми точками освоения и удержания значительных территорий. Теперь высокоурбанизированные территории можно образовать за счет освоения межгородских пространств, благодаря устройству единой скоростной системе общественного транспорта, выносу производств за пределы центров агломерации, переселение людей в пригороды, формирование общего торгового, образовательного и культурного пространства.
В то же время была отмечена важность государственного регулирования агломерационного развития, так как если агломерации будут развиваться стихийно, то могут возникнуть серьезные риски для государства, создаваться дисбалансы в территориальном развитии. «В современных условиях регулирование развития такой сети становится одним из ключевых механизмов поддержания органами государственной власти и местного самоуправления модернизации экономики и устойчивости развития общества», - подчеркнул директор ЦНИИП градостроительства РААСН Владимир Коротаев
Идея агломерационного развития получила свое развитие в 2006-2007 годы. Тогда активно обсуждались, в том числе на уровне Министерства регионального развития России, проекты агломераций. В России наряду с естественными агломерационными процессами предпринимались попытки искусственного агломерационного строительства. Был проведен ряд проектных действий - ряд субъектов Федерации и городов запустили агломерационные процессы. Наиболее известны проекты Иркутска и Красноярска. Была попытка добиться более тесной кооперации между Чебоксарами и Новочебоксарском, предпринимались усилия по развитию агломерационных процессов в Ростове-на-Дону. Вкладывался в развитие агломераций Челябинск. Продолжается обсуждение агломерационных процессов в Екатеринбурге и Самаре.
Действительно, городские агломерации концентрируют преобладающую долю инновационного потенциала страны, что позволяет им быть опорными базами преобразования всех сфер жизнедеятельности, в том числе модернизации строительного комплекса, что является важнейшим аспектом формирования инфраструктуры страны.
Кажется правомерным, что в наше время, когда возникла задача всесторонней модернизации страны на основе коренного преобразования структуры экономики, перехода от преимущественно сырьевой ее модели к высокотехнологичной, агломерации привлекли внимание органов государственного управления, как центры, обладающие необходимым для этого инновационным потенциалом, к тому же быстро наращиваемым. Для нашей страны с ее огромной территорией, необходимостью преодоления колоссальных расстояний возможность замкнуть в пределах сравнительно небольших ареалов, какими являются агломерации, значительную часть трудовых, деловых, научных рекреационных и других взаимодействий очень важна.
Модернизация экономики и строительного комплекса России тесно взаимоувязана с разработкой схемы пространственного развития страны с точно расставленными приоритетами и требованиями, реализацией инфраструктурных проектов, разворачиваемых не в отраслевой логике, а в логике агломерационных процессов.
НОВОСТИ РСС