Уважаемые участники Экономического Форума!
Сегодня, в рамках тех программ, которые рассматриваются на этом Форуме, хотелось бы остановиться на проблемах кадрового обеспечения экономики республики, в частности строительной отрасли.
Приоритетными направлениями развития Республик СКФО определены:
- нефтегазовая и энергетическая отрасли;
- агропромышленный сектор;
- туристическо-рекреационный комплекс;
- социальная инфраструктура и обеспечение занятости населения, особенно молодежи.
Безусловно, вытекает необходимость кадрового обеспечения реализации этих направлений.
Согласно Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 г., ситуация с наличием различных видов ресурсов, в том числе — трудовых, характеризуется как неблагополучная.
Общее количество безработных граждан (по методологии МОТ) в СКФО составляет 766,6 тыс. человек, или 18% численности экономически активного населения (в среднем по Российской Федерации - 8,2%). Наиболее высокий уровень безработицы отмечается в Республике Ингушетия - 53%, Чеченской Республике - 42% и Республике Дагестан - 17,2%. При этом уровень безработицы на селе значительно выше уровня безработицы среди городского населения. Более половины безработных составляет молодежь. Доля продолжительности безработицы в Северо-Кавказском федеральном округе превышает средний аналогичный показатель по Российской Федерации. Так, доля длительно безработных (более 1 года) составляет 27,7% (по Российской Федерации - 12,2%).
В нынешних условиях, осложненных экономическим кризисом, мы полагаем, что в центре решения этих вопросов должно стать развитие строительной отрасли республик СКФО, которое сегодня вносит недостаточный вклад в развитие экономики в целом, и очевидно - без подготовки высокопрофессиональных специалистов, способных решать все эти масштабные задачи, такого рода прорыв в строительной отрасли невозможен. И в этих условиях дефицит квалифицированных кадров уже перерастает в системный кризис отрасли и становится тормозом развития экономики республик.
Опыт показывает, что одно рабочее место, созданное в строительной отрасли, обеспечивает работой 10-15 человек в смежных отраслях. Кроме того, в современных условиях остро ощущается нехватка профессиональных рабочих, требуется развитие сети начального профессионального образования и обучение специалистов в профтехучилищах (сварщики, бетонщики, каменщики, механизаторы, водители и т.д).
В свете этого, с сожалением приходится констатировать, что строительная отрасль в целом в Российской Федерации и, в частности, в наших Республиках за последние 10-15 лет заброшена далеко назад. Поэтому, для Республик СКФО состояние и уровень развития строительного комплекса имеет первостепенное значение.
Проблема обеспечения строительной отрасли квалифицированными кадрами приобрела острый характер в последнее время, когда резко возросли требования к качеству строительных работ. Необходимость скорейшей адаптации строительной отрасли к требованиям федерального законодательства в области саморегулирования в строительстве потребовала реанимации работы по повышению квалификации специалистов строительной отрасли, но уже на новой основе, по новым принципам.
Но пока на рынке труда - острый дефицит квалифицированных кадров. На предприятиях не хватает молодых специалистов, персонал стареет, и не только в смысле достижения пенсионного возраста, но и морально - старшему поколению работников трудно осваивать современные технологии производства, а это существенно тормозит внедрение современных технологий и оборудования.
С подготовкой рабочих кадров проблема еще больше, остро ощущается нехватка профессиональных рабочих, механизаторов, сварщиков, бетонщиков и т. д. Несмотря на рост строительных объемов и «желающих строить», строительная отрасль в Республиках выглядит настолько непрестижной, что даже в условиях кризиса, колледжи (ПТУ) не смогли набрать необходимое количество учащихся.
Учебные организации не ввели в образовательные программы ни одну из новейших программ строительного профиля, при том, что технологии постоянно меняются и растет потребность в насыщении рынка новыми специалистами. Отсутствие гарантированных заказов со стороны государства и инвесторов не позволяет работодателям содержать на перспективу в штате организаций рабочих и специалистов. В связи с чем работодатели слабо заинтересованы в формировании заказов на нужных им специалистов в учебных заведениях. Та социальная мотивация, которая была создана за последние годы в обществе привела к тому, что прежняя система подготовки специалистов в ПТУ разрушалась, все выпускники школ стремились в вузы, не приобретая необходимые знания и навыки, которые необходимы в жизни.
Однако, иметь один диплом мало, строительные компании не спешат открывать двери перед выпускниками без опыта работы. Реальный опыт — важнейшее достоинство специалиста.
Чтобы решить проблему, когда молодые еще «не умеют», а опытные уже «не могут», необходимо теоретическую подготовку сочетать с практикой, обеспечивать ее прохождение на предприятиях работодателя, т. е. необходимо развивать институт стажировки и наставничества.
Сегодня приоритетной целью строительных организаций является повышение образовательного уровня молодежи. На наш взгляд, реализовать эту цель возможно лишь при поддержке государством учебных заведений и работодателей. В связи с этим необходимо возобновить практику заключения договоров между работодателями и образовательными учреждениями, выработать на уровне государства механизмы, которые заинтересовали бы работодателя в улучшении профессиональной подготовки кадров.
Одна из причин нехватки рабочих кадров в строительстве — кризис в отраслевом образовании, отсутствие механизма взаимодействия между вузами, ПТУ, учебными центрами и строительными организациями.
Для этого необходимо вплотную заняться вопросами взаимодействия участников строительного рынка, учитывая потребности работодателя, в соответствии с новыми профессиональными стандартами. Учебные организации должны готовить кадры будущего, а не вчерашнего дня, обучать молодых людей на современном оборудовании, не жалея на это финансирования. Необходимо создать систему финансирования с участием на паритетных началах государства, работодателя, союзов (СРО) и самих учащихся, с учетом специфики профессиональных специальностей.
После вступления России в ВТО, работа наших строительных организаций будет проходить в рамках более жесткой, чем сейчас, конкуренции. И, с приходом на Российский рынок, множество иностранных строительных компаний в этой борьбе смогут выиграть, если мы не предложим свои высокопрофессиональные услуги. А это, в основном, зависит от наличия высококвалифицированных кадров.
В целом, процессы, проходящие сегодня в строительной отрасли, конструктивны. Продолжается серьезная и объемная работа над нормативной и законодательной базой, в чем отрасль крайне нуждается. Настало время перехода от количественных изменений в качественные. И в этом преобразовании должны принять участие все заинтересованные стороны — и государство, и строительные компании, СРО, учебные организации и другие участники строительного рынка.
Особую актуальность вызывает необходимость изменения принципиального подхода к организации системы профессиональной подготовки. Строительной отрасли нужны уже не просто прошедшие обучение по определенным программам рабочие - вопрос стоит о необходимости подготовки рабочих кадров высшей квалификации.
В сложившейся ситуации какое-либо массовое реформирование учреждений начального и среднего профессионального образования является бесперспективным и не способно принести сколь-либо значимых результатов в обозримой перспективе. Выходом из сложившейся ситуации могло бы послужить создание системы специализированных «Ресурсных центров», представляющих собой инновационные образовательные учреждения нового поколения, оснащенные современной учебно-производственной базой и обеспечивающие высококачественную профессиональную подготовку рабочих строительных специальностей с использованием новейших образовательных программ и технологий.
Основными функциями создаваемых ресурсных центров, прежде всего, должны являться:
- обучение высококвалифицированных рабочих кадров нового поколения, формирование профессиональной кадровой элиты);
- повышение квалификации рабочих и их переподготовка;
- сертификация рабочих кадров;
- реализация концепции непрерывного профессионального образования (в том числе дополнительного);
- разработка учебных программ, учебно-методического, тестового обеспечения;
- легализация миграционных процессов (внутренних и внешних).
Отличия (преимущества) обучения в ресурсных центрах в сравнении с существующей классической системой профессионального образования заключаются, прежде всего, в следующем:
- ориентация на реальные потребности строительного комплекса;
- использование современных технологий и оборудования;
- активное использование софинансирования, как инструмента частно-государственного партнерства и одного из наиболее эффективных способов использования бюджетных средств;
- тесная связь с системой высшего профессионального образования;
- создание кадрового резерва нового поколения для технического состава.
Сегодня, когда власть и бизнес стремительно наращивают объемы строительства в регионах Российской Федерации и на строителей возложено обеспечение высокого качества и безопасности возводимых объектов, внедрение современных архитектурных, инженерных решений, энергоэффективных технологий и экологически соответствующих строительных материалов, очевидно, что решение этих масштабных задач невозможно без наличия высококвалифицированных специалистов.
С другой стороны строительные фирмы центральных регионов или иностранные компании, участвуя в тендерах на строительство региональных объектов, вытесняют с рынка местные строительные организации, при этом в качестве дешевой рабочей силы привлекают мигрантов из сопредельных государств, также не имеющих соответствующей квалификации.
В результате - наша молодежь остается не востребованной в строительной отрасли, а местные строительные организации остаются не конкурентоспособными.
В связи с вышеизложенным, предлагаем: "Учитывая возрастающую инвестиционную составляющую в экономике субъектов СКФО, создать такие организационно-правовые и экономические механизмы развития системы подготовки высококвалифицированных рабочих кадров в регионах с избыточным трудовым ресурсом с целью их трудоустройства как на местах, так и обеспечения высококвалифицированными специалистами другие регионы, где имеется дефицит трудовых ресурсов.
Решить целый ряд проблем на уровне Республик, связанных с подготовкой квалифицированных специалистов и профессиональных рабочих в сфере строительства, могла бы разработка и принятие «Целевой программы развития профессионального образования кадров строительной комплекса Республик на 2011-2015 годы, в рамках концепции обеспечения трудовыми ресурсами регионов СКФО. Эта программа, к примеру, может быть реализована в рамках ресурсных центров – оптимальной схемы консолидации всех заинтересованных сторон, концентрации и целевого использования финансовых ресурсов.
Строительство является сложной комплексной сферой деятельности. И его эффективность зависит от рационализации всех участников в строительном процессе: проектировщиков, изыскателей, экспертов, производства строительных материалов и конструкций, строительных организаций, ценообразования.
В Регионах еще отсутствует орган, координирующий работу в строительной отрасли, отсутствуют механизмы взаимодействия с органами власти, с учебными заведениями, бизнесом, саморегулируемыми организациями. Это приводит, в свою очередь, к информационному вакууму, оставляет вероятность выхода на рынок неквалифицированных строительных компаний и применения материалов низкого качества.
Госзакупки, административные барьеры, недобросовестные застройщики, «коммерческие» СРО, подготовка кадров, вопросы энергосбережения в отрасли и т. д. стали актуальными проблемами строительной отрасли регионов. Они носят системный характер, и на наш взгляд, должны решаться на самом высоком уровне.
Создание Координационного Совета по развитию строительного комплекса при Правительствах Республик СКФО позволило бы решить многие вопросы по улучшению строительного комплекса.
В заключении хочу сказать, что мы, строители, четко знаем- чего ждет от нас Государство и общество, и с этими задачами мы постараемся справиться.
Пресс-служба Гильдии