Открывая встречу, Нателла Мусалаева отметила, что сегодняшнее мероприятие является продолжением обсуждения темы: "О проблемах возрождения системы начального и среднего профессионального образования в Республике Дагестан и трудоустройства их выпускников", которая была предметом слушаний в Общественной палате Республики Дагестан, прошедшей 24 ноября 2011 года. В своем выступлении она отметила состояние и определила перспективы развития начального и среднего профессионального образования в рамках РЦП «Развитие образования в Республике Дагестан на 2011-2015 годы».
В ходе дискуссий был рассмотрен ряд вопросов, касающихся профиля подготовки и качества образования, количества выпускаемых специалистов учреждениями начального и среднего профессионального образования строительного профиля Республики, их востребованностью на рынке труда.
В своем выступлении Али Шахбанов отметил, что обеспечение потребностей строительной отрасли квалифицированными рабочими кадрами становится одной из приоритетных задач саморегулируемых организаций, а повышение качества работ в строительстве немыслимо в отсутствие квалифицированных рабочих кадров и успешно функционирующей системы их подготовки. Он определил потенциал системы саморегулирования для реализации мер, направленных на удовлетворение потребностей строительной отрасли в квалифицированных кадрах и предложил Нателле Мусалаевой создать совместную рабочую группу по подготовке проекта Соглашения о сотрудничестве министерства образования и науки республики Дагестан и НП СРО «ГС СКФО» в области подготовки кадров строительного профиля.
Гаджи Гаджиев обратил внимание присутствующих на актуальность поставленной темы для строительного сообщества: «На рынке труда - острый дефицит квалифицированных кадров. На предприятиях не хватает молодых специалистов, персонал стареет, и не только в смысле достижения пенсионного возраста, но и морально - старшему поколению работников трудно осваивать современные технологии производства, а это существенно тормозит внедрение современных технологий и оборудования. Из-за отсутствия налаженных связей не только предприятия не имеют представления о существующих учебных программах, но и образовательные учреждения слабо ориентируются в реальной ситуации на рынке труда строительной отрасли. Они продолжают готовить операторов ЭВМ и других специалистов, не востребованных на рынке труда, тем самым увеличивая массу нетрудоустроенных и, как следствие, недовольных, обозленных молодых людей».
Он отметил, что разработка и принятие «Целевой программы развития профессионального образования кадров строительного комплекса Республики Дагестан на 2011-2020 г.г.» позволила бы решить целый ряд проблем на уровне Республики, связанных с подготовкой квалифицированных специалистов и профессиональных рабочих в сфере строительства, для реализации которой можно было бы принять систему финансирования на паритетных началах государством, работодателем, профсоюзами (СРО) и учащимися. «Эта программа, к примеру, может быть реализована в рамках строительного технопарка – оптимальной схемы консолидации всех заинтересованных сторон, концентрации и целевого использования финансовых ресурсов. Государство свои взносы предоставит в виде помещений, площадок и современного оборудования; работодатели - путем частичного финансирования деятельности технопарков, формированием заявок, обеспечением стажировки с последующим трудоустройством выпускников; союзы (СРО) - разработкой новых образовательных стандартов, налаживанием взаимоотношений между работодателем и учебными заведениями, формированием заявок для учебных заведений, организацией постоянной действующих выставок - презентаций строительных фирм, организацией ярмарок вакансий, проведением повышения квалификации рабочих и техников с последующей аттестацией. Технопарки рекомендуем создать в г. Махачкале, г. Дербенте, г. Кизляре и пос. Шамилькала для 15 горных районов» - предложил он.
Запир Акаев рассказал о направлениях деятельности института. Одной из причин нехватки кадров в строительстве он назвал кризис в отраслевом образовании, отсутствие механизма взаимодействия между вузами, профессиональными училищами, учебными центрами и строительными организациями, и предложил сотрудничество руководителям образовательных учреждений начального профессионального образования по вопросам подготовки рабочих кадров строительного профиля, повышения квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения.
В заключение Али Шахбанов отметил, что благодаря налаживанию сотрудничества государства, саморегулируемых организаций, образовательных учреждений и строительных компаний, можно выработать и оптимизировать систему обучения, при которой менеджерский состав будет обучаться грамотному управлению процессом строительства, инженеры и технологи - системе планирования, а рабочие – применению новых технологий и повышению качества строительства. Для этого государству необходимо ввести субсидирование предприятий, осуществляющих переобучение за свой счет (налоговые льготы и т.д.), а образовательным учреждениям следует оказать содействие строительным компаниям в оперативном внедрении новых программ подготовки и переподготовки специалистов.
Управление информации НП СРО "ГС СКФО"