Представляется, что в свете обновленного трудового законодательства аттестацию можно определить как юридическую обязанность работников проходить периодическую проверку уровня своей профессиональной подготовленности (квалификации) и соответствия занимаемой должности (выполняемой работе), организуемую работодателем в соответствии с утвержденными правилами и положениями, с целью оптимизации использования кадров, стимулирования роста их квалификации, повышения ответственности, исполнительской деятельности и установления возможностей сохранения, изменения или прекращения трудовых договоров (контрактов).
Исходя из целей и задач аттестации, а так же с учетом принятого за последние годы законодательства, его анализа и практики применения можно сделать вывод о том, что основными принципами организации и правового регулирования аттестации работников в настоящее время является:
- соблюдение коллективных и личных интересов;
- периодичность и обязательность аттестации для работника;
- объективность оценки профессиональных и личных качеств аттестуемого;
- определенность предъявляемых к работнику требований;
- дифференциация предъявляемых работнику требований;
- гласность процедуры аттестации и ее результатов;
- правовые последствия аттестации.
Эти универсальные нормы Комитет по профессиональному образованию Национального объединения строителей (далее - Комитет) попытался закрепить в проекте Положения о Единой системе аттестации руководителей и специалистов строительного комплекса (далее – Положения). Разработка такого документа – достаточно сложная и ответственная процедура, а ее качество находится в прямой пропорциональной зависимости от знаний специалистов, его разрабатывающих.
Предложенные на обсуждение строительному сообществу проект Положения и модель аттестации работников, к сожалению, не вполне соответствуют выше названным принципам. Кроме того, разработчики проекта Положения при определении полномочий субъектов, принимающих участие в аттестации работников, определили за Комитетом функцию по аккредитации Центров по тестированию. Предложенный элемент системы аттестации противоречит ст.6 п.6 Федеральному закону № 315-ФЗ от 1.12.2007 г. и ст. 55.5 п/п «б» пункта 1 части 6 Градостроительного кодекса РФ.
Считаем, что саморегулируемая организация и только она играет центральную роль в системе профессионального обучения (повышения квалификации) и аттестации работников членов СРО. По существу, из всех участников рассматриваемой модели аттестации только саморегулируемая организация отвечает за последствия некачественного повышения квалификации и (или) аттестации своих специалистов. Необходимо также отметить тот факт, что из всех участников процесса аттестации только СРО несет материальную ответственность своим компенсационным фондом.
В результате обсуждения членами некоммерческого партнерства, саморегулируемой организации «Гильдия строителей Северо-Кавказского федерального округа» разработана своя модель аттестации работников, предлагаемая Вам на рассмотрение (приложение № 1 на 2 листах), высказаны предложения и замечания по предлагаемому Комитетом проекту Положения о Единой системе аттестации (приложение № 2 на 5 листах).
Аттестация проводится в отношении работников, уже состоящих в трудовых правоотношениях. Но, впоследствии, выявленное несоответствие может повлиять на продолжение или прекращение трудового правоотношения. Поэтому нормы, связанные с подготовкой и проведением аттестации, необходимо совершенствовать в целях усиления гарантий трудовых прав работников и защиты их от возможных злоупотреблений со стороны работодателей, которые, в свою очередь, должны в полном объеме исполнять предъявленные к ним требования. Выражаем надежду, что наши замечания и предложения найдут свое отражение в окончательном варианте указанных документов.
Член Совета НОСТРОЙ,
Генеральный директор НП СРО «ГССКФО»
А. Б. Шахбанов
Приложение 2. Замечания и предложения к проекту Положения о Единой системе аттестации руководителей и специалистов стройкомплекса
Управление информации НП СРО "ГС СКФО"