- развитие нефтегазовой и энергетической отрасли;
- развитие агропромышленного сектора;
- развитие туристско-рекреационного комплекса;
- развитие транспортной и социальной инфраструктуры, обеспечение занятости населения, особенно молодежи и т.д.
Безусловно, все эти направления являются наиболее актуальными, и их решение увязано со многими вопросами общего оздоровления ситуации и возможности перехода к самодостаточной экономической модели развития округа.
В нынешних условиях, осложненных экономическим кризисом, мы полагаем, что в центре решения этих вопросов должен стать развитие строительной отрасли Северо-Кавказского федерального округа. Опыт показывает, что одно рабочее место, созданное в строительной отрасли, обеспечивает работой 20-25 человек в смежных отраслях. Кроме того, в современных условиях остро ощущается нехватка профессиональных рабочих, требуется развитие сети начального профессионального образования и обучение специалистов в профтехучилищах (сварщики, бетонщики, каменщики, механизаторы, водители и т.д).
Так же была обозначена проблема о необходимости развития системы профтехобразования, в целях привлечения молодежи и закреплению кадров на селе, к общественно-полезному труду, чтобы молодой человек, получив образование, гарантированно был обеспечен работой.
Такой подход дал бы возможность перейти от силовых методов борьбы с молодыми людьми, различными способами вовлеченными в НВФ, к социальным - через трудоустройство молодежи, создание новых рабочих мест и решением социальных проблем молодых семей.
Высокое уважение и доверие, оказываемое со стороны властных структур России, СКФО, бизнес-сообщества и Ваш личный опыт, являются гарантией того, что в перспективе высокие темпы поступательного социально-экономического и общественно-политического развития округа будут обеспечены, хотя предстоит решение очень сложных и базисных проблем в экономической инфраструктуре.
В свете этого, с сожалением приходится констатировать, что строительная отрасль в целом в Российской Федерации и, в частности, на Северном Кавказе за последние 10-15 лет заброшена далеко назад. Этому способствовали и отмена существовавших ГОСТов и СНиПов, и практическое отсутствие технических регламентов, хотя большинство экспертов считали их лучшей нормативно-технической базой в мире. Особенно ощутимо на отставание отразился слабый контроль государственных структур за деятельностью строителей (такой контроль осуществлялся через выдачу лицензии на строительный вид деятельности). Все это, в частности, привело к проблемам с обманутыми дольщиками, появлению фирм-однодневок, некачественному строительству, к сокрытию налоговой базы, уходу строительного бизнеса в тень и другим негативным явлениям.
Усугубляет ситуацию и то, что существующая система объявления аукционов на строительные подряды - коррупционна, иногда, вопреки здравому смыслу, в аукционах может выиграть фирма, не имеющая в своем составе профессиональных инженеров-строителей и квалифицированных рабочих, не говоря уже об оснащенности техникой и механизмами. Отношение многочисленных заказчиков к подрядчикам построена на схемах «откатов», достигающих до 40%.
Такие подрядчики, да и заказчики, не нацелены на качество производимой продукции, отсюда и все проблемы потребителей услуг и самого государства, ярко проявляется негосударственный подход чиновников в решении государственных вопросов.
Уважаемый Александр Геннадьевич!
Вот уже год действует система саморегулирования в строительной отрасли. За это время нам,строителям Северо-Кавказского федерального округа, удалось создать новую действующую модель работы строительной отрасли в Северно-Кавказком федеральном округе создано семь саморегулируемых строительных организаций объединяющие в себя более 2000 строительных организаций, очистить этот рынок от фирм с сомнительной репутацией, фирм-однодневок, строительных организаций, не соблюдающих нормы строительной безопасности и качества работ. Этот год показал правильность выбранной модели регулирования отрасли через профессиональные сообщества с механизмом взаимной ответственности за своих членов.
Тем не менее, с сожалением приходится констатировать, что коррупционные схемы начали применяться и в новых отношениях. Встречается практика выдачи Свидетельства о допуске некоторыми филиалами и СРО юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, не соответствующим даже минимальным требованиям закона: в качестве специалистов указываются подставные лица, отсутствует материально-техническая база, квалификационные требования не всегда соблюдаются. Такая практика вызывает опасение появления таких же недобросовестных фирм, что, в конечном итоге, может привести к тому, что мы получим не только обманутых дольщиков, но и обманутых строителей. Так же за пределами регулирования остаются большое число видов работ, якобы не влияющих на безопасность объектов капитального строительства - это строительство одноэтажных зданий и сооружений, малоэтажные застройки с высотой этажей не более трех с проживанием не более двух семей, здания и сооружения с площадью до 1500 м2 и т. д.
На это, на наш взгляд, также необходимо обратить внимание, учитывая повышенную сейсмичность Северо-Кавказского региона. Возникают проблемы в сфере малого и микробизнеса в связи отсутствием у этих организаций финансовых средств для оплаты (вступительных, членских) взносов, для страхования гражданской ответственности и оплаты взносов в Компенсационный фонд. Эта сумма доходит до 500-700 и более тыс. рублей. В связи с этим, считаем, необходимым принятие комплексной программы развития этой сферы, которая в строительной отрасли достигает 60 — 70%.
Долговечность и надежность любого строительного объекта зависит от двух главных факторов - качества используемых материалов и квалификации проектировщиков и строителей. Однако первый фактор законодательно не урегулирован, а второй фактор мы, строители, ощущаем на себе постоянно из-за дефицита квалифицированных специалистов на строительном рынке.
Сегодня Правительством Российской Федерации предприняты меры полной реформы ценообразования в строительстве, и по созданию института независимой экспертизы проектно сметной документации. Хотя государство постепенно передаёт эти функции саморегулируемым организациям, возникает необходимость обеспечения взаимодействия строительного комплекса СКФО с саморегулируемыми организациями в целях координации их деятельности при формировании и реализации государственной политики по развитию Северо-Кавказского федерального округа. В целях выработки единых подходов к принципам саморегулирования в строительном комплексе округа имеется необходимость создания Координационного совета по вопросам взаимодействия с саморегулируемыми организациями в строительном комплексе СКФО при Полномочном Представителе Президента РФ по СКФО в котором были бы представлены все заинтересованные организации. Если мы сегодня упустим управляемость этих процессов - завтра придется многое поправить.
Создание выше названого Координационного Совета приведёт к управляемости строительной отрасли, ликвидации дублирующих функций разных министерств и ведомств, искоренению коррупции, улучшению качества строительных работ и, в конечном итоге, улучшению благосостояния жителей региона, оздоровлению социальной сферы, вовлечению молодежи к общественно-полезному труду, инвестиционной привлекательности и стабилизации многих вопросов общественно-политического характера.
С уважением
Член Совета Национального Объединения строителей,
Генеральный директор НП СРО
«Гильдия строителей Северо-Кавказского
федерального округа»,
Депутат Народного Собрания РД А.Б. Шахбанов
Председатель Совета НП СРО Строителей Ставропольского края
Председатель Координационного Совета СРО СКФО
Координатор НОСТРОЙ по СКФО С.П.Попов